Чему тонкое детство обучено бывает…

Статья
Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский (†1904)

Цит. по кн.: Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, о религиозном
воспитании детей. Екатеринбург, 1904.

Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой,
повелел однажды своему ученику: «Вырви это дерево из земли!» и при этом
указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое
дерево.

Беспрекословно исполняя послушание старцу, на все усилия, не мог
пошатнуть его. «Отче, — сказал он своему авве, — ты приказал мне сделать
невозможное!» Тогда старец указал ему на другое, совсем еще молодое
деревце, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.

Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось,
но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл дастся такой:
бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их
с юных лет, так как чему тонкое детство обучено бывает, к чему привык
человек с малых лет, того и дряхлая старость неудобь оставляет (того и
глубокая старость нелегко оставляет).

Н.П. Богданов-Бельский. Семья

Немногие родители ныне могут похвалиться, что воспитали детей своих, как
бы следовало. У некоторых, даже по-своему благочестивых и добрых,
родителей дети оказываются с совсем нежелательным и неожиданным для них
характером. Одну из главных причин этого нужно видеть в самих родителях.

Многие родители часто бывают или вообще беспечны к религиозно-
нравственному воспитанию своих детей, или же до того ослепляются
неосмысленной любовью к своим маленьким детям, что ничего не хотят в них
видеть нехорошего и бывают глухи к предостережениям со стороны
благожелательных людей, не слушаются истины и добрых советов.

Когда же затем детские пороки становятся невыносимыми уже и для самих родителей,
вот тогда только они начинают подумывать об исправлении своего мальчика
или девочки, приступают к воспитанию; но уже слишком поздно. Полезным
нахожу выяснить вам, слушатели, что воспитание детей нужно начинать с
самого раннего возраста.

Никогда природа человеческая не развивается так быстро и всесторонне, как в детском возрасте; но никогда также столько не нуждается она в заботливом попечении и уходе, как в первые годы детства.

Всем известно, как скоро прорастает в земле зерно или посеянное семя.
Причины, содействующие его развитию, тотчас начинают оказывать свое
влияние. Теплота, влажность почвы пробуждают дремлющий в почве росток,
и он показывается наружу. Так и с ребенком, который является на свет, как
зерно, имеющее постепенно расти и расти. Известно, далее, что никогда
природа человеческая не развивается так быстро и всесторонне, как в детском
возрасте; но никогда также столько не нуждается она в заботливом попечении
и уходе, как в первые годы детства. Уже телесный рост идет быстро и сильно,
а еще больше душевное развитие. Дитя начинает говорить, у него образуются
определенные понятия, оно учится мыслить, думать; воля в нем укрепляется и
начинает действовать. Обогащаясь понятиями об окружающих его предметах,
оно получает вместе с тем понятие о Боге, о своем назначении, учится
различать добро и зло; в нем пробуждается совесть, начинает действовать
любовь или ненависть, появляется чувство чести и стыда. Чтобы дать
надлежащее направление развитию в ребенке всех сил, которые возвышают
человека до богоподобия, родители должны внимательно следить за
нравственным развитием своего ребенка. И так как воспитание имеет двоякую
задачу: насаждать добро и искоренять зло, — то они должны начинать это
воспитание в самом раннем возрасте.

Познание добра само по себе еще ничего не дает, нужно еще хотеть добра и иметь навык к совершению его.

К. Разумов. На лугу

Но кто же не знает, как многие родители безответно согрешают в этом! Они
совсем даже как будто не знают, что дитя можно и должно воспитывать с
самого раннего возраста. Некоторые родители, особенно молодые, долго
смотрят на ребенка, как на игрушку или куклу. Они кормят его, кладут спать,
ласкают, играют и шалят с ним, берегут всячески от простуды и пр., а в
остальном позволяют ему бегать, ходить и делать, что хочет, если только не
беспокоит их своим плачем и ревом. И долго не замечают они, что
ненаглядный их «ангел» в сущности — упрямое, капризное, своенравное,
необузданное, непослушное, жадное, алчное, злое дитя. Но вот случайно
открылись глаза их; тогда они решаются приступить к воспитанию своего
баловника! Но, любезные родители, теперь уже слишком поздно; деревце
слишком велико стало.

Нет для родителей никакого извинения, если они не радели о воспитании своих детей.

А. Аверин. «На этюдах»

Другие родители не меньше также погрешают, выходя из ложных,
усвоенных в некоторых слоях общества понятий о воспитании.

Господствующие неправильные понятия, вкоренившись в головы родителей,
тем труднее могут быть устранены, что они служат с одной стороны — к
оправданию и извинению недостатков и пороков детей, а с другой — к
прикрытию их опущений и небрежности в отношении к детям. «Да ведь это
дети, — говорят нежные родители, — и разве можно строго смотреть на их
недостатки?» Такими и подобными суждениями обыкновенно извиняются все
детские поступки. Конечно, они дети, но что за дети! И что из них будет? Да
притом же: дает ли детский или юношеский возраст право на зло? И разумно
ли оставлять без внимания злой проступок потому только, что его совершает
дитя? Когда в доме начинается пожар, то заметивший его не говорит: «Ах, это
показался только огонек!» — но изо всех сил взывает о помощи. Неужели же
спокойно смотреть нам на детей наших, когда в них начинает полыхать огонь
страстей, угрожающий временной и вечной погибелью? «С годами и ум
придет, — говорят также не совсем умные родители, — ребенок станет
рассуждать и сам поймет, что хорошо, что дурно!» — Увы, какое это пагубное
заблуждение! Рассудок — обоюдоострый меч: его можно направить к добру и
злу.

И притом познание добра само по себе еще ничего не дает, нужно еще
хотеть добра и иметь навык к совершению его. К такому-то навыку с самого
детства должен быть направляем человек посредством воспитания, чтобы
познанное рассудком добро он делал силою воли. Без надлежащего, с детства
начинающегося воспитания рассудок — очень опасный дар. Замечают, что в
тюрьмах и острогах сидит много людей с большим умом; почему же сидят они
там?

Вероятно, потому, что разум у них пришел с годами!.. О, не думайте,
родители, что человек сам по себе бывает добрым и честным. И при большом
уме, но без своевременного в детстве доброго воспитания мало добра, так как
человек, по свидетельству слова Божия, от юности склонен ко злу (Быт. 8, 21).

Дети на лугу

Оправдывая недобрые поступки детей и юношей, а также и свое нерадение
в воспитании их, беззаботные родители с упреком могут сказать: «Нельзя же
требовать и ожидать каких-либо добродетелей в детском возрасте!» — Но
отчего же и нет? Разве не был в детском и отроческом возрасте Давший образ
нам, чтоб и мы Ему последовали — Господь Иисус Христос? Разве не говорится
в Евангелии, что в детстве и отрочестве Он преуспевал в премудрости, и
возрасте, и в любви у Бога и людей? (Лк. 2, 40, 52). Разве мало сказаний о
жизни святых, которые с детства украшались детскими добродетелями,
благочестием, послушанием, невинностью? И если Спаситель говорит о детях:
пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть
Царство Небесное (Мф. 19, 14), и еще горе тому, кто соблазнит одного из
малых (Мф. 18, 6), т.е. соблазнит на грех, — то не следует ли отсюда, что в детях
возможны добродетели? — Нет, Спаситель говорит так потому, что добродетель
в детском возрасте бескорыстнее и чище и что Он хочет, чтоб она обитала во
всех детских сердцах. Поэтому и говорю я: горе тем родителям, которые
беззаботны в насаждении в душах детей своих добрых навыков, доброго
нравственного настроения с самого юного возраста. Они ответят за это пред
Богом. Нет для родителей никакого извинения, если они не радели о
воспитании своих детей. Возможно воспитывать самое маленькое дитя, а
потому и должно.

Косьба хлебов

Поэтому вы, родители, и в маленьком ребенке не должны пропускать без
внимания никаких проявлений зла; и самое малое дитя имеет уже свои
недостатки и пороки — печальное наследство от прародительского греха, —
сначала бессознательные, а потом и сознательные. Так, например, если
маленький ребенок знает и скоро это замечает, что криком и плачем своим он
может достигнуть того, чего хочет, то кричит до тех пор, пока не получит
желаемого, и чем чаще это бывает, тем своевольнее и капризнее он делается.

То же бывает и со всеми пороками человека, которые в дальнейшей жизни его
обнаруживаются во всей своей силе: зародыши их были уже в самом раннем
возрасте.

Так, об одном из самых жесточайших гонителей христиан
(Домициане) читаем, что он, еще будучи мальчиком, любил мучить и убивать
мух, потом и других животных. Жестокость, значит, была в нем с детства.
Поэтому-то и нужно начинать воспитание с раннего возраста. Замечайте
склонности ребенка и что найдете в нем хорошего; вырывайте добрым
воспитанием все недоброе. Садовник своевременно обрезает на дереве дикие
побеги; то же должны делать и родители в отношении к своим детям. Сердце
ребенка можно сравнить с садом, а родителей — с приставленными Богом
садовниками, которые с раннего детства должны очищать сад — сердца своих
детей — от бурьяна и сорняков греха и греховных привычек. А если они будут
ожидать, пока зло твердо укоренится в сердцах, пока детское сердце как бы
зарастет пороками, тогда им уже не совладать с сорняками. «Ты жалуешься, —
говорит свт. Иоанн Златоуст, — на необузданность своего сына? Ты легко мог
обуздать его, когда он был еще очень юн, научить его порядку, приучить к
обязанностям и излечить болезнь души его. Когда нива сердца его была более
способна к удобрению, тогда ты мог бы повырывать терние, еще не сильно
укоренившееся; тогда страсти детей нерадением твоим не были бы столь
непреодолимы!»

Сердце ребенка можно сравнить с садом, а родителей с приставленными Богом садовниками, которые с раннего детства должны очищать сад — сердца своих детей — от бурьяна и сорняков греха и греховных привычек.

Но действие воспитания должно состоять не только в том, чтоб искоренять
в ребенке зло, но и приучать его измлада к добру. Священное Писание
указывает основание, почему с самого раннего возраста дети должны быть
укрепляемы в добре. Премудрый говорит: Наставь юношу при начале пути
его: он не уклонится от него, когда и состареет (Притч. 22, 6), т.е. если
человек еще в юности стал на добрый путь, если еще с детства полюбил добро,
то он и в старости не разлюбит его. Эту мысль выражает и народная мудрость:
«Каков в колыбельке, таков и в могилку».

Журнал «Глинские чтения»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.