Глинских святых: прпп. Василия Кишкина (1831); Филарета Данилевского (1841); Феодота Левченко (1859); Макария Шарова (1864); Мартирия Кириченко (1865); Евфимия Любимченко (1866); Досифея Колченкова (1874); Илиодора Голованицкого (1879); Иннокентия Степанова (1888); Луки Швеца (1894); Архиппа Шестакова (1896); Иоанникия Гомолко (1912); Серафима Амелина (1958); Андроника Лукаша (1974); Серафима Романцова (1976); Зиновия Мажуги, митр. Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985).
- Тропарь, глас 4:
- Кондак, глас 4:
- НАСТАВЛЕНИЯ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ
- Наставления преподобного Филарета Глинского
- Наставления преподобного Макария Глинского
- Наставления преподобного Илиодора Глинского
- Наставления преподобного Андроника Глинского
- Наставления преподобного Серафима (Романцова) Глинского
- Наставления схиархимандрита Иоанна (Маслова), Глинского старца
Тропарь, глас 4:
ПРЕПОДОБНИИ И БОГОНОСНИИ ОТЦЫ НАШИ ГЛИНСТИИ,/
УЧЕНЬМИ ДРЕВНИХ ОТЦЕВ СТАРЧЕСТВО В ОБИТЕЛИ УТВЕРДИВШИЙ,/ МОЛИТВОЮ,КРОТОСТИЮ, ПОСТОМ И СМИРЕНИЕМ/
В ПОСЛУШАНИИ ЛЮБОВЬ ХРИСТОВУ СТЯЖАВШИИ:/
ВО ДНИ ГОНЕНИЯ В РАЗСЕЯНИИ ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ,/
ЯКО ЗВЕЗДЫ НА НЕБЕСЕХ ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ ПРОСВЕТИВШИЙ/
И КО ХРИСТУ ПРИВЕДШИИ/
МОЛИТЕСЯ КО ГОСПОДУ,//
ПОМИЛОВАТИ И СПАСТИ ДУШИ НАША.
Кондак, глас 4:
ДНЕСЬ ЛИКУЕТ ОБИТЕЛЬ ГЛИНСКАЯ,/
В ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦЕВ В ПОДВИЗЕ ДОБРЕМ ПРОСИЯВШЫЯ,/
И ВСИ ЛЮДИЕ ВОЗВЕСЕЛИШАСЯ,/
ЯКО ИСТОЧНИК БЛАГОДАТИ ЧУДЕСЫ ИЗЛИВАЕТСЯ,/
ТЕМЖЕ УБО СВЯТИИ,ПЕЧАЛЬНИЦЫ ДУШ НАШИХ,/
УМОЛИТЕ ЩЕДРОЛЮБИВАГО БОГА,//
МОЛИТВАМИ БОГОРОДИЦЫ НЕБЕСНАГО ЦАРСТВИЯ СПОДОБИТИСЯ.
УБЛАЖАЕМ ВАС,/
ПРЕПОДОБНИИ ОТЦЫ НАШИ ГЛИНСТИИ,/
И ЧТИМ СВЯТУЮ ПАМЯТЬ ВАШУ,/
НАСТАВНИЦЫ МОНАХОВ//
И СОБЕСЕДНИЦЫ АНГЕЛОВ.
НАСТАВЛЕНИЯ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ
Наставления преподобного Филарета Глинского
Мы, христиане, имеем долг идти вслед Спасителя. Взирая на страдания и смерть Его, должны всегда понуждать худшее покорить лучшему и плоть поработить духу, чтобы сделать себя по образу и подобию Божию. Образ — в душе человеческой, подобие же — в добродетелях.
Сколько можно не давайте даже входа в сердце скверным мыслям, — от сих бо исходища живота (Притч. 4, 23) (т.е. от них исходит или начинается жизнь. При худых мыслях, если примем их, совершим словом или делом, — жизнь злая в погибель вечную; при хороших мыслях и действии по ним, — жизнь добрая в жизнь блаженную, небесную). Соблюдая чистоту сердечную, можем сохранить и телесную.
Во всем предписанном (для спасения) требуется рассуждение. Всякий, ищущий спасения, пусть следует умеренности, а более — совета предуспевших в делании и боговедении, и Сам Господь управит жизнь таковых. (Не слишком горячо браться и не охладевать в принятых подвигах ради спасения. Ибо то и другое не полезно. Лучше малое исполнить как следует, чем много с небрежением. Золотая середина святыми отцами названа царским путем.)
Если случится влечение какой страсти, прилежно ищи причины. Найдя ее, смири себя, и страсть отойдет.
Отчего многие обуреваются страстями? Оттого, что не искусны в познании причины приходящих страстей.
Когда страсти молоды, не пустили корней в уме и в сердце, легко побеждаются, а после без посторонней помощи их не одолеешь.
Благоустроенные монастыри сохраняют и умножают (богоугодным житием иноков) благодать Божию в Русской Церкви. Истинные монахи из глубины своего уединения светят миру простым образом богоугодного жития своего и живым действенным словом спасительной истины.
Понуждай себя считать меньшим и худшим всех в добродетелях и недостаточным в познании духовного делания.
Наставления преподобного Макария Глинского
Целомудрие и смиренный нрав нужнее всего.
Будьте осторожны в словах и никого не осуждайте, а то как ржа железо поедает, так и осуждение все добродетели истребляет.
Если захочешь учиться, то всегда от всего будешь учиться, а если не захочешь внимать себе, то и никто тебя не научит.
Не желать излишне того, чего не имеем, потому что мы не знаем, послужит ли то нам в пользу.
Советую поступать так, чтобы тебя совесть не упрекала.
«…Там мало пользы, где учат многие, и всякий советует по-своему».
Наставления преподобного Илиодора Глинского
Монах один обратился к старцу с таким вопросом: «Батюшка! Меня страсти беспокоят, а я немощен, не могу противостоять им, что мне делать?» Старец сказал ему: «Чадо, сами собой мы ничего не можем сделать, нужна нам помощь Божия. Древние же подвижники говорят: страсти те же скорби, а о скорбях Господь сказал через пророка Давида: «Призови Мя в день скорби тво- ея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс. 49, 15). Видишь, чадо, нужно нам призывать Господа в помощь, а без Него мы не можем ничего сделать.
Спаситель нам сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). А что Господь не оставляет тех, которые взывают к нему о помощи, то об этом свидетельствует тот же пророк, говоря: «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его в истине» (Пс. 144, 18).
Наставления преподобного Андроника Глинского
Если посмотреть на образ Приснодевы, то мы увидим, как Ее Лик сияет дивными добродетелями и совершенствами. А ведь и Она человек. Что же возвысило Ее на такую несравненную высоту? Отвечает один богомудрый проповедник — три величайшие добродетели: смирение, чистота и пламенная любовь к Богу, чуждая всякой любви земной. Она Сама исповедует, что «Господь призрел на смирение Рабы Своея». Следует и нам возлюбить и глубоко насадить в сердце боголюбезное смирение, а также стяжать всеусильными трудами чистоту сердечную —постом, молитвами, богомыслием, послушанием и достойным причащением Св. Таин и возлюбить всем сердцем Бога и Творца и Спасителя нашего. А если возлюбим Господа, то и в нас возвеличится Господь и возвеличит и нас, как говорит от Лица Его Церковь: «Прославляющих Мя прославлю».
Наставления преподобного Серафима (Романцова) Глинского
Что вам писал, то и теперь скажу, что всего необходимее для спасения смирение и истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это — величайший дар Божий и приобретается он многими трудами и потами. Тогда человек в душе своей ощущает такое спокойствие, которое никакими человеческими словами неизъяснимо. Ищите денно и нощно этот драгоценный бриллиант. Истинно смиренный всех, как себя, любит, никого даже и мысленно не осудит, всех сожалеет, всем желает спастись, видит свою греховную нечистоту и со страхом помышляет, как будет отвечать на Суде Божием, но не предается отчаянию или унынию, а твердо уповает на Воздаятеля и Спасителя своего. Истинно смиренный, если имеет какие от Бога дарования: молитву, или слезы, или пост, или иное что, то все оное тщательно скрывает, ибо похвала людская, как моль или ржа, все изъедает.
Когда хотите побеждать бесов, уступать должно человекам. В духовной жизни не воздаётся за зло, но побеждается зло благочестно. Добро творите обидящим вас, молитесь за творящих вам напасть и всю печаль возложите на Господа. Он заступник и утешитель страждущих. Стяжание духовного богатства приобретается в терпении.
Мир душевный выше всего, выше поста и молитвы. За обидчиков молись: они твои друзья, через них тебе Господь даёт венцы, а если ропщешь, то лишаешься венцов. Следовательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишнего, не относящегося к тебе. Каждый день готовь себя к искушениям и скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому подобное, знай, это к тебе милость Божия идёт. За претерпение всего станешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небесного. Помни главное: считай каждый день последним и проведи его в страхе Божием и с сокрушением сердечным. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к нему с покаянием.
Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен. Это враг старается рассеять тебя и отвлечь от молитвы.
Наставления схиархимандрита Иоанна (Маслова), Глинского старца
Истинная и единственная цель жизни и духовных подвигов человека на земле — единение с Богом.
Без дара страха Божия человек даже не может увидеть и понять, кто он и какова цель его жизни на земле; он духовно безоружен и абсолютно беззащитен от греха.
Душевный покой человек обретает, если следует смирению и кротости Самого Спасителя мира.
Господь немощным попускает легкое искушение, а духовно крепким и мужественным — более тяжелое.
Искушение открывает внутреннее состояние души и тела человека.
Польза или вред для души от искушений будет полностью зависеть от самого человека, т.е. куда он склонит свою свободную волю: к озлоблению или к терпеливому перенесению скорбей с призыванием всесильной помощи Божией.
Чтобы изгнать зло из сердца, нужно мобилизовать все силы души и направлять их только к совершению добра.
Терпеливое, смиренное, спокойное перенесение испытаний приводит к тому, что они в кратчайшее время теряют свою остроту и перестают беспокоить душу, в то время как ропот не только отодвигает время успокоения, но и вызывает еще большее возмущение в душе, и через то испытания еще более увеличиваются.
Поскольку пища есть дар Божий, то перед принятием ее христианин должен испрашивать благословение у Бога и по вкушении воздавать благодарение Ему. Принятие же пищи без благословения Божия является хищением дара Божия, и человек в этом случае приравнивается вору, который касается чужого добра без воли хозяина.
Цель земного существования человека — постоянное совершенствование в добре.
Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.