Рече Мариам: Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему (Лк.1:38).
Вот слова земные, но которые, подобно небесным, чище искушенного сребра,
вожделеннее злата, ценнее драгоценных камней. Вот сокровище, которого
пять тысяч лет небеса искали на земле и которое открыть послан был один из
ближайших предстоятелей Небесного Престола!
Подлинно, Архангел Гавриил не только принес Деве Марии слово
Божественного Благовещения, но и взыскал услышать от Нее слово
соответствия. Когда он произнес только слово приветствия: Радуйся,
Благодатная: Господь с Тобою, Благословена Ты в женах, — Благовещение о
Спасителе мира почти уже совершилось, потому что сим ознаменована и
указана Матерь Господня. Но как Дева смутилась и, размышляя, молчала, то
Архангел продолжил и усилил слово Благовещения: Родиши Сына … Сей
будет велий, и Сын Вышняго наречется… Царствию Его не будет конца.
Теперь Благовещение со стороны Архангела решительно совершилось: но
еще он не почитает дела своего посольства конченным, потому что не то,
которого ждет, слышит слово: Како будет сие, идеже мужа не знаю? —
Наконец, он разрешает вопрос: Дух Святый найдет на Тя, — и получает
взыскуемый ответ: Се, Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему.
И вот искомое сокровище открыто. Радостным Благовещением от неба
приобретено Благовещение от земли небу, взаимно вожделенное. Небесное
посольство совершенно достигло своей цели. И отъиде от Нея Ангел.
Что же это значит? — Что значит, что воплощение Сына Божия
предваряется небесным Благовещением и что сие Благовещение не только
изрекается вседержавной волей Господа, но и взыскует соизволения рабы Его?
Разве Вседержитель не властен действовать, не предваряя и не ожидая
соизволения? Для чего так нужны небу сии земные слова: Се, Раба Господня:
буди Мне по глаголу твоему? — Нужно сие было и для достоинства Матери
Господней, и для самого воплощения Бога Слова.

Никто не станет сомневаться в том, что для избрания быть Матерью
Господней требовалось в избираемой высочайшее возможное на земле
достоинство. Но в чем состоять может достоинство существа разумного и
свободного, если не в чистых и возвышенных воззрениях ума и движениях
свободной воли? — Надлежало дать им место, чтобы основалось,
утвердилось и, к утешению — назиданию нашему, явилось в Деве Марии
достоинство Матери Господней. Ее смущение от высокого Архангелова
приветствия было движение души глубоко смиренной. Удержание сего
смущения в молчаливом размышлении знаменовало мудрость, твердость и
спокойное величие духа. В вопросе: Како будет сне, идеже мужа не знаю?—
проявлялась неизменная любовь к чистоте девства. Наконец, в решительном
изречении: Се, Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему — изрекло себя
послушание веры.

Если, как учит Апостол, верою вселяется в сердца Христос (Еф. 3, 17),
уже приблизившийся к человечеству и приобщившийся оного воплощением:
то сколь превосходнейшая и крепчайшая вера потребна была Деве Марии,
чтобы первоначально воплощением вселился в Нее Сын Божий, так еще не
близкий к человечеству, и по недоступной ни для какой твари высоте Своего
Божества, и по послушание. И сие послушание преклонило душу Ее под
осенение Духа Святого, соединило волю Ее с волей Божией, отверзло сердце
Ее для входа силы Вышнего. И Вечный Свет пришел и засветил в Ней жизнь,
новую не только для земли, но и для неба, небесную в земной, вечную во вре-
менной, Божескую в человеческой, всеоживляющую в умирающей. И Слово
плоть бысть, и вселися в ны.

Дивна дела Твоя, Господи! Дивны Твоя тайны, Богородице! Кто слышит Твой
тихий глагол в Твоей затворенной молитвенной храмине? Кто провидит,
какие огромные дела ведет за собой Твое малое слово? Мир ощущает ли сию
минуту, в которую делается перелом всецелой судьбы его, в которую
изменяются отношения между землей и небом? Знает ли мечтающий о
всемирном владычестве Рим, что в одной из дальних областей его некая
Дщерь царей, называющая Себя Рабой Господней, изрекла приговор,
который готовит миру нового, лучшего, высочайшего Владыку, а Риму
разрушение гордого и своенравного владычества? Гадают ли славные
прорицалища языческих народов, что из уст безвестной Девы излетело
прорицание, которое заставит их умолкнуть, низринет кумиры и кумирницы,
прекратит кровавые жертвы, уничтожит кровожадных жрецов?
Домышляются ли мудрецы мира, что на глас евреянки сходит с неба
неведомая дотоле Премудрость, Которая обуит премудрость премудрых и
разум разумных отвергнет, но младенцам откроет тайны, для мудрецов
непостижимые? Что я говорю? — Иерусалим и колена Израилевы, которые
от дальних предков знают и хранят обетование Божие о великом Избавителе
и Умиротворителе, и безпрестпани день и нощь служаща надеются дойти
(Деян. 26, 7) до исполнения, — дослужились ли они до познания, что, пройдя
обширную область обетования, в сей день или в сию нощь внезапно
приблизились они к пределу исполнения и что предел сей поставлен в
Назарете?
Книжники, которые столько раз читали в книге Исаии: Се, Дева во
чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил, и едва ли не
столько же раз недоумевали о сем, — думают ли они, что провиденная
пророком Дева и уразумела уже сие пророчество, и готовится исполнить
оное? Знает ли хотя праведный Иосиф, уже не совсем чуждый тайнам
Приснодевы, как обручивший Ее себе с тем, чтобы Ей пребыть Девою, —
знает ли, что вслед за сим Она обручается Духу Святому, чтобы соделаться
Матерью Господа? В целом мире никому, кроме единой, неведомо
Благовещение Архангелово, когда оно совершается; а оно долженствует
огласить весь мир, когда совершится. И, услышав рано простые, по-
видимому, слова Благовещения Марии: Се, Раба Господня: буди Мне по
глаголу твоему, — кто исчерпал бы весь их разум, ощутил бы всю их силу? А
их разум сливается с бездной разума Божия и объемлет время и вечность; их
слава сопрягается с силой Вышнего, и преобразит землю, и наполнит небо.
Смиритесь, пытливые исследователи! Чудитесь и радуйтесь, смиренные
созерцатели! Брось, кичливый разум, ломкие оружия своевольного
мудрования и возлюби свободный плен веры!

Ты же, благомысленно ищущая своего спасения душа, вразуми себя сло-
вом и примером Преблагословенной Девы, как высоко возводит, как многое
совершает, как совершенно благо- угождает Богу скромная и
неблистательная, по-видимому, добродетель — послушание веры.
Древняя традиция на Благовещения выпускать птиц
Если искренне желаешь знать волю Божию, есть и для тебя Ангел,
который близок и готов. Это — твоя совесть. Внимай совести твоей, не
заглушай тонкого гласа ее шумом страстей твоих — и будет открываться
тебе воля Божия, и будешь на пути послушания.
Аминь.
Святитель Филарет,
митрополит Московский и Коломенский