Вознесение Господне

Статья

Празднование Вознесения Господня совершается в сороковой день по
Воскресении Христовом (Деян. 1, 1-12; Мк. 16, 12-19; Лк. 24, 50-52). Этот день
всегда приходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи.

Вознесшись на небо и сев одесную Отца Небесного, Христос Спаситель не
оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он
невидим телесными очами среди верующих в Него, но, как говорится в
кондаке праздника, «никакоже отлучался», пребывает «неотступный» и
обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Через Свое Вознесение Господь стал еще ближе к человечеству, к
верующим в Него, ибо Он ныне пребывает на земле не только Своим
вездесущим Божеством, но и прославленным Телом в великом и пренебесном
таинстве Святой Евхаристии (Тела и Крови Его), причастниками которого
бывают все верующие.

Вознесение Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление
всего духовного ангельского мира и прославление им великого снисхождения
и милости Божией к человеческому роду.

«Чины ангельстии, Спасе, человеческое естество видевше совосходящее
Тебе, непрестанно удивляеми воспеваху Тя» (1).

Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию было продолжением и
завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого
человечества), которое началось в Воскресении и основанием которому
послужил Крест Христов (2).

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо служит явным доказательством
того, что всем людям, верующим во Христа, открыт путь к небу. Христос
явился на небо как первенец из мертвых, представив в Своем Лице начаток
искупленной и восстановленной Им человеческой природы. «Он взошел со
славою» к Светоначальнику Отцу Своему, «умиротворив всяческая» (3),
разрушив осуждение человечества (4).

Где Глава, там должны быть и члены. Глава — на небе, во славе, там будут
в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда
снова явится Христос на земле, как сказали Ангелы апостолам при Вознесении
Господнем: «Приидет паки имже образом видите Его идуща на небо» (5).

История праздника

Начало празднования Вознесения Господня восходит к самой глубокой
древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать
его в сороковой день по Пасхе (книга 5, гл. 18). Особенно важны в этом
отношении свидетельства св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Первый
называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду
праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно,
установлены апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании
праздника, по преданию, прямо усвояет ему апостольское установление.
Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом
Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу.

Особенности богослужения

Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских
праздников. Он имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием
Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й
седмицы по Пасхе.

На великой вечерне «Блажен муж» не поется. По «Ныне отпущаеши…»,
на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника, глас 4-й:
«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником
обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением,
яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира».

На утрени — полиелей и величание:
«Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем
еже на небеса с пречистою Твоею Плотию
Божественное Вознесение».

Степенна — 1-й антифон, 4-го гласа. Прокимен: «Взыде Бог в
воскликновении, Господь во гласе трубне». Евангелие от Матфея, зач. 71-е.
После Евангелия поется: «Воскресение Христово видевше…» (один раз).
Канонов два, ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлены св.
Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Студитом. Катавасия — Пятидесятницы:
«Божественным покровен…».

«Честнейшую» не поется, но поются припевы праздника. Первый припев
(поет диакон): «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа
Жизнодавца», и хор поет ирмос:

«Тя паче ума и словесе Матерь Божию
в лето Безлетнаго неизреченно рождшую,
вернии, единомудренно величаем».

К тропарям второго канона — свой припев: «Ангелы восхождение Владыки
зряще, ужасахуся, како со славою взятся от земли на горняя». Во все
седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на
утреннем каноне поется катавасия — ирмосы Вознесения: «Спасителю
Богу…».

На литургии — антифоны праздника. Входный стих (он же и причастный):
«Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». После малого входа
— тропарь праздника и кондак:
«Еже о нас исполнив смотрение
и яже на земли соединив небесным,
вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
никакоже отлучался, но пребывая неотступный,
и вопия любящим Тя:
Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Прокимен: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя».
Апостол — Деяния, зач. 1-е. Евангелие — от Луки, зач. 114-е. Задостойник (и
до отдания) — ирмос 9-й песни: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию…» с
первым припевом.

Вместо «Видехом свет истинный…» поется тропарь Вознесения. Отпуст —
праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и
Отца, Христос, истинный Бог наш…» (6).

Вечером в день праздника — великая вечерня. Вход с кадилом и великий
прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори».

Примечания:
1. В попразднство до отдания Вознесения на литургии после
малого входа «Приидите, поклонимся…» поется «Спаси ны, Сыне Божий,
вознесыйся во славе, поющия Ти: Аллилуия».

2. Во все дни от Вознесения до дня Святой Троицы в начале часов и других
служб «Царю Небесный» не читается; после начального возгласа читается
сразу Трисвятое и прочее.

3. От Вознесения до Троицкой субботы в конце литургии вместо «Видехом
свет истинный…» поется тропарь праздника, в Троицкую родительскую
субботу — тропарь «Глубиною мудрости…». (Такая замена делается по
аналогии с заменой этого песнопения, согласно Уставу, тропарем Пасхи в
период от Пасхи до Вознесения).

    Примечания:

    1. Вознесение Господня, 1-й канон, песнь 3-я, тропарь 2-й.
    2. Там же, 2-й канон, песнь 1-я, тропарь 3-й; 1-й канон, песнь 3-я, тропарь 4-й.
    3. Среда 6-й Недели по Пасхе, канон, песнь 3-я, тропарь 1-й, 2-й и песнь 8-я, тропарь 2-й.
    4. Там же, канон песнь 5-я, тропарь 1-й.
    5. Вознесение Господне, великая вечерня, 3-я стихира на литии.
    6. Если в день Вознесения случится храмовой праздник или память великого святого, то
      служба совершается так, как указано в Типиконе в 51-й храмовой главе и под 8 мая
      (служба св. Иоанну Богослову в соединении со службой Вознесения).

    Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
    Лекции по литургике, М., 2002, с.299-302

    Оцените статью
    Московская педагогическая академия
    Добавить комментарий

    Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.