Задача изящного искусства — приближать к истине

Статья

Дорогие наши читатели, уважаемые учителя, перед вами рубрика,
цель которой — помочь вам в деле патриотического и эстетического
воспитания детей. Надеемся, что знакомство с шедеврами русской
живописи, их авторами, историей создания, а также заочные
путешествия к историческим местам нашей славной Родины пробудят в
юных сердцах «чувства добрые», сформируют в них благородство души.
Преподобный Макарий Великий писал: «Как пчела незаметно для людей
строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в
сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце — в
доброе. И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно
покрывает его узорами, так и истинный Художник Господь украшает
резьбой сердца наши и таинственно обновляет их…»

Осенью 1871 года в Петербурге открылась первая выставка художников,
которых впоследствии назовут «передвижниками». Они ушли из Академии
художеств и решили выставляться самостоятельно, имея цель знакомить
жителей провинции с русской живописью, чтобы заронить в их сердцах
любовь к отечественному искусству.

Успех первой передвижной выставки, которая после Петербурга
экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове и которую в общей сложности
посетили тридцать тысяч человек, был оглушительный. Зрители часами
стояли перед 47 картинами шестнадцати художников: В. Ф. Аммона, С. Н.
Аммосова, А. П. Боголюбова, Н. Н. Ге, К. Ф. Гуна, Л. Л. Каменева, Ф. Ф.
Каменского, М. К. Клодта, М. П. Клодта, В. М. Максимова, Г. Г. Мясоедова,
В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, лидера
передвижников И. Н. Крамского. Имена передвижников навсегда вошли в
историю русского искусства. Многие их произведения стали
хрестоматийными.

В 1878 году на шестой выставке передвижников дебютировал молодой, но
уже сложившийся художник Василий Дмитриевич Поленов. Он только что
вступил в ряды Товарищества, хотя намерение связать свой жизненный путь
с передвижниками имел давно: «Вот уже шесть лет, 73 как я желаю
поступить, да разные внешние обстоятельства мешали, писал Поленов
своему учителю Чистякову, — Теперь, насколько я понимаю, этих
обстоятельств больше нет, и я свободен, а все симпатии мои были на стороне
этого общества с самого его возникновения…»

Василий Дмитриевич представил на выставку небольшое по размерам
произведение, которому, кажется, не придавал большого значения: «К
сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне
хотелось бы выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным,
надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка
моя изображает дворик в Москве в начале лета…», — писал он Крамскому.
Павел Михайлович Третьяков, увидев картину на выставке, через
несколько дней писал тому же Крамскому: «Поленов поставил очень милую
вещь, не пейзаж и не жанр, а вроде и того, и другого, московский
провинциальный барский дворик, заросший травой. Типично и красиво
написано».

А между тем время показало, что «милая картинка» «Московский дворик»
— шедевр русской живописи, который занял место рядом с саврасовскими
«Грачами». Что за смысл, что за сила в этой ни к чему не призывающей,
ничему не назидающей картине? Чем задела художника будничная
сиюминутность, увиденная им из окна своей мастерской?

Приехав в Москву, где давно хотел поселиться, Поленов нашел квартиру
на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков. Он долго искал
ее в районе Арбата. На одной из дверей висела записка «Сдается». Когда он
вошел в дом и посмотрел в окно, то увидел заросший травой дворик с
покосившимся сараем и церквушкой. «Я тут же сел и написал его».

Василий Дмитриевич был петербуржец, дворянин. Его отец — академик
по отделению русского языка и словесности, археолог и библиограф, мать —
художница и детская писательница. Он с отличием закончил юридический
факультет Петербургского университета и с золотой медалью — Академию
художеств. Он только что вернулся из-за границы, где провел пять лет,
изучая европейское искусство.

Картина сохранила эту сиюминутность, первоначальную свежесть
взгляда. Молодое лето, начинается день, который обещает быть теплым и
безоблачным. Легкий, прозрачный воздух. Все живет своей неторопливой
обычной жизнью: роются в земле куры, женщина несет воду, дети играют на
травке, запряженная лошадка вот-вот двинется в путь. И все это — от
лопухов, пробивающихся у забора до уходящих в небо церковных куполов и
колокольни, — наполнено покоем и умиротворением. Чуть дальше видна еще
одна колоколенка, и еще одна. И там подразумевается такой же залитый
солнцем дворик, и такая же несуетная в нем жизнь.

«Не пейзаж и не жанр», а настоящее откровение. Мирность жизни — вот
главная ценность этой картины Василия Дмитриевича Поленова. А мирность
жизни есть залог мира душевного, которого ищет всякий, хотя не всякий
находит. Видимо, приехавший тогда из Европы художник почувствовал это
особенно сильно.

Другая из самых известных и любимых картин Василия Дмитриевича
Поленова — «Бабушкин сад». Старинный барский дом, глухой запущенный
сад, и по тропинке неспешно движется такая же древняя, как этот особняк и
сад при нем, старушка, а с нею юная девушка. Бабушка уже «глядит в
землю», и ее тяжелые черные одежды и согбенная фигура являют ярчайший
контраст с легкой стройной внучкой в розовом платье. И вроде бы это
должно символизировать непреложную и суровую истину жизни: «Время
жить и время умирать». Но несмотря ни на что нет в этом никакой трагедии,
никакой даже печали, а только какая-то тихость и спокойствие, гармония,
более того, какая-то великая справедливость и торжество жизни.

Несмотря на грубость «заматеревших» от времени деревьев они
подернуты молодой, свежей и сочной, веселой порослью. И как-то
совершенно ясно, так будет снова и снова. Всегда! Смерти нет, есть только
вечно обновляющаяся жизнь.

Тихая, неспешная, естественная жизнь, слитая с жизнью природы, роднит
«Бабушкин сад» с «Московским двориком». Это ощущение гармонии,
красоты и вечности жизни пробуждает в зрителе светлое умиротворенно радостное настроение.

Не случайно святитель Феофан Затворник писал, что эстетические чувства
— это движения сердца, и происходят они от действия на него «предметов,
называемых изящными или прекрасными». Он уточняет: «Изящным вообще
называют удачное и разительное выражение в чувственной форме чего-нибудь духовного, то есть мысли, чувства, добродетели, страсти. Очевидно,
что внешнее здесь малозначительно, и главное — внутреннее…» И наконец
святитель определяет идею изящного: «Оно есть или воспоминание о
потерянном рае, или предощущение будущего Небесного Царствия».

В юношеские годы на Поленова произвело огромное впечатление
грандиозное полотно Александра Иванова «Явление Христа народу». Еще
тогда у него зародилась мечта стать продолжателем великого художника.
Художник ставил перед собой практически непосильную задачу: представить
исторический и повествовательный характер евангельских событий. С этой
целью, начиная с 1881 года, он предпринимал неоднократные путешествия
по Египту, Сирии, Палестине. В ходе работы художник создал множество
этюдов, которые подробно передавали характер местности и типы населения,
изучал местную архитектуру во всей взаимосвязи ее с окружающей
природой.

«Красота Генисаретского озера, размышления о том, что по его берегам
ходил Христос, помогли Поленову создать картину «На Тивериадском
(Генисаретском) озере». Картина глубоко связана с внутренним миром
художника, его душевными переживаниями. В чудной природе Палестины
Поленов ищет утраченное внутреннее равновесие. Пустынная величавая
природа окружает одинокого безмолвного путника. Во всем разлиты покой и
гармония. Древние камни, спокойные воды бесконечного голубого озера,
раскинувшаяся в отдалении горная страна, предзакатное бездонное небо
настраивают на высокий лад, рождают мысли о вечной красоте мироздания.
(Л. И. Захаренкова. Из Каталога выставки «Святая Земля в русском
искусстве». М.2001. С. 153-155.)

В 1908 году работа Поленова над картинами евангельской серии была
завершена. Он написал более 60 картин, называя их «главным трудом своей
жизни».

Т. Н. Богачева
Журнал «Глинские чтения»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Перейти к содержимому