Об епитимиях

Статья
Епитимия в переводе с греческого - наказание

Священнику предоставляется Церковью право налагать на кающегося во
время исповеди епитимию, когда в этом есть необходимость. Епитимия в
переводе с греческого — наказание (2 Кор. 2, 6), вразумление, определяемое за
грехи, по церковным правилам, для уврачевания нравственных недугов, то
есть епитимия служит духовным врачевством (IV Всел. соб., 102 пр.).
Врачевством же духовным она называется потому, что назначается по
Евангельскому духовному закону и для достижения духовных целей —
нравственного совершенствования христианина.


Епитимия, налагаемая духовником на исповедающихся, состоит в
различных благочестивых упражнениях и добрых делах, как-то: в усиленном
посте, в продолжительной молитве, в посещении больных.

Право вязать и решить, данное Господом святым Апостолам и их
преемникам, заключается в словах Спасителя: «Елика аще свяжете на земли,
будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на
небесех» (Мф. 18, 18); «имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите,
держатся» (Ин. 20, 23).

Память святых отцов 4-го Вселенского собора

Священнику предоставляется Церковью право
налагать на кающегося во время исповеди епитимию,
когда в этом есть необходимость. Епитимия в переводе
с греческого – наказание.

Руководствуясь этой заповедью, Святая Церковь, как мудрая мать, заботясь
о спасении чад своих, также всегда была снисходительна к кающимся
грешникам. Церковь не всегда одинаково действовала по отношению к
согрешающим членам своим, но иногда поступала строго, иногда
снисходительно, иногда употребляла одни меры для вразумления грешников,
а иногда другие, сообразуясь с временем, с обстоятельствами жизни. Впрочем,
Церковь всегда имела в виду одни намерения при употреблении епитимии —
спасение чад своих (1).

«Епитимия нужна для того, кто без особых исправительных мер не может
отстать от своих греховных привычек. Она для того и установлена, чтобы
отклонить грешника от греха и, по выражению святителя Димитрия
Ростовского, как бы уздою востягнуть его и чтобы истребить порочные
навыки, приобретенные худой жизнью» (2).

Епитимии — эти средства врачевания — не являются наказанием за грехи, но
они имеют своей целью побудить грешника к искреннему раскаянию в своих
грехах. Духовник должен помнить, что епитимии — это исправительные, а не
карательные средства, и состоят не столько в юридическом лишении
кающегося благ и прав, предоставляемых Церковью своим членам, то есть
участие в церковных богослужениях, таинствах, а в добровольном исполнении
грешником, по указанию духовника, тех или иных благочестивых
упражнений, которые служат вместе с тем свидетельством сердечного
сокрушения в грехах со стороны кающегося и затем его нравственного
исправления. «Здесь не истязуют, а дают прощение во грехах» (3).

Епитимия не составляет собой удовлетворения Богу за грехи, как учит
Западная Церковь, но она является духовным врачеванием, то есть
искоренением в человеке тех греховных привычек и наклонностей, которые
делают его недостойным сыном Церкви (прот. С.В.Булгаков, стр. 751).

Епитимии — эти средства врачевания — не являются
наказанием за грехи, но они имеют своей целью
побудить грешника к искреннему раскаянию в своих
грехах. Духовник должен помнить, что епитимии — это
исправительные, а не карательные средства.

Апостол Павел икона

Апостол Павел говорит: «Христос одним приношением навсегда сделал
совершенными освящаемых» (Евр. 10, 14). Искренне раскаявшимся в своих
грехах и принявшим твердое намерение более не возвращаться к прежней
греховной жизни духовник может и не назначать вовсе никакой епитимии,
представляя дальнейшее их исправление собственному движению их сердца и
воли, без всякого ограничения, заповедуя им всегда пребывать в покаянном
чувстве, по духу и учению Евангелия (4).

Призывая всех к покаянию, Предтеча Господень Иоанн не определял
никакой епитимии каявшимся мытарям, а только внушал им поступать
сообразно с предписанием закона (Лк. 3, 13).

В житии св. Серапиона говорится, что когда он обратил блудницу ко
Христу, то привел ее в женский монастырь, не наложив на нее никакой
епитимии (5).

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что духовник может назначать
епитимию и может не назначать ее, то есть смотря по тому, как кается
грешник.

Но если священник найдет нужным назначить кому-либо епитимию, то он
должен обращать внимание на то, чтобы она прежде всего была в точности и
прямо направлена против того греха, за который она налагается. Так
например: невоздержным и сластолюбивым всего лучше назначить пост и
воздержание, рассеянным и до забвения пристрастным к светским
удовольствиям — продолжительную домашнюю молитву или частое посещение
храма Божия и т.д. (6).

Если священник найдет нужным назначить кому-либо
епитимию, то он должен обращать внимание на то,
чтобы она прежде всего была в точности и прямо
направлена против того греха, за который она
налагается.

Святитель Василий Великий

Св. Василий Великий пишет: «Ты злословил? Благослови. Ты
лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирись. Ты
завидовал? Брось» (7).

Св. Иоанн Златоуст указывает: «Покаянием же я называю не то, чтобы только
отстать от прежних худых дел, но и то, чтобы показать большие добрые дела.
Сотворите, сказано, плоды, достойные покаяния (Лк. 3, 8). Как же нам
сотворить их? Поступая наоборот: например, ты похищал чужое? Впредь
давай и свое. Долгое время любодействовал? Теперь воздерживайся от своей
жены в известные дни; привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил…

Теперь благословляй обижающих тебя… Для исцеления нашего недостаточно
только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить к ране лекарство. Ты
предавался прежде сластолюбию и пьянству? Теперь постись и пей воду. Ты
смотрел прежде сладострастными очами на чужую красоту? Впредь для
большей безопасности совсем не смотри на женщин. Сказано, уклонись от зла
и сотвори благо» (8).

Епитимии также должны быть назначаемы соразмерно и со степенью
наклонности грешника ко греху. Если священник станет назначать легкие
епитимии за грехи тяжелые, то они, как слабое лекарство, не принесут никакой
пользы для кающегося. Поэтому не совсем как должно поступают те
духовники, которые за тяжелые грехи назначают чтение одних молитв,
например, один раз прочитать какую-либо молитву или положить один раз
определенное число поклонов, то есть 7, 10, 12 и т.д. Исполнив такую
епитимию, грешник скоро забывает о тяжести своего греховного положения
и, таким образом, снова впадает в те же грехи. Только та епитимия может
вполне соответствовать своему назначению, которая более или менее
постоянно напоминает грешнику об опасности его греховного состояния. А
поэтому правильнее будет, если духовник назначит для кающегося в качестве
епитимии те же самые поклоны и молитвы, но не на один день, а на месяц или
на два, или на полгода и притом с обязательным их исполнением.

Епитимии также должны быть назначаемы
соразмерно и со степенью наклонности грешника ко
греху. Если священник станет назначать легкие
епитимии за грехи тяжелые, то они, как слабое
лекарство, не принесут никакой пользы для кающегося.

Постановления соборов и правила святых отцов Церкви повелевают
священникам при наложении епитимии обращать внимание на тяжесть грехов,
имея в виду число их и время, в продолжение которого грешник оставался в
грехе. Так, Первый Вселенский собор (12 прав.) постановил: «Которые
равнодушно понесли свое грехопадение и вид вхождения (возвращение) в
Церковь возомнили для себя довольным ко обращению, те всецело да
исполняют время покаяния».

С другой стороны, опасно назначать кающимся и какие-либо особенно
великие и продолжительные епитимии за грехи мелкие и незначительные.
Потому что от этого вместо исправления иной может придти еще в большее
уныние и даже ожесточение. В таком состоянии человек может предаться еще
большим порокам и беззакониям.

Опасно назначать кающимся и какие-либо особенно
великие и продолжительные епитимии за грехи мелкие
и незначительные.

Такое же действие могут производить и все те епитимии, которые
практически неисполнимы. Так, например, нельзя дать кающемуся епитимию
ежедневно в течение целого года сохранять строгий пост или же каждый день
в течение продолжительного времени полагать по сто поклонов и т. д. Нельзя
на грешника кающегося налагать бремена неудобоносимые. От неразумной
строгости люди легко могут придти в отчаяние и будут уклоняться от
исповеди. Лучше наложить епитимию меньшую надлежащего, чем большую.
Лучше проявить разумную милость, чем неразумную строгость. Если Бог
милосерд, то для чего быть чрезмерно строгим священнику.

Нужно быть строгим к себе, а к другим более снисходительным. Малая
епитимия, постоянно исполняемая с большим сокрушением и скорбью о
грехах, принесет больше пользы, чем трудная, которая нередко исполняется
неохотно и с унынием. Как опытный врач иногда не дает сразу больному
сильного лекарства, чтобы не подвергнуть слабый организм опасности, так и
священник, движимый Духом Божиим, не всегда налагает наказание,
соответствующее тяжести греха, но своей сострадательной любовью ободряет
грешника и указывает ему путь к очищению и спасению, руководствуясь
внутренним чувством пастырской душепопечительности.

Древние церковные правила об епитимиях изложены, главным образом, в
Номоканоне при Большом требнике и отличаются строгостью: то есть
отлучением грешника от святого Причащения на долгое время. Так, например:
правила св. Василия Великого отлучают от причастия за прелюбодейство — на
15 лет (пр. 58); за блуд — на 7 лет (пр. 59); клятвопреступника — на 10 лет (пр.
64); кровосмесника — на 20 лет (пр. 67); за воровство — на 2 года (пр. 61), как
меры предупредительные.

«Эта строгость в свое время была необходима ввиду того, что при
языческих соблазнах и гонениях большая снисходительность могла бы подать
повод к частым отпадениям от Церкви и другим грехопадениям, вредным для
ее блага и целости. Но как отцы Церкви, так и древние соборы никогда не
применяли этих правил безусловно, напротив, всегда обязывали самих
пастырей Церкви обращать внимание на качество греха, на душевное
состояние и даже внешнее положение (Василий Великий, пр. 34)
согрешивших, а равно и на их жизнь прежде и после греха (IV Вселен., 102
пр.; I Вселен., 2 пр.; Анкир., 5 пр.; Василий Великий, 3 пр.; Карфаг., 52 пр.)» (9).

В настоящее время, когда религиозное воодушевление христиан охладело
и отлучение от причастия для многих из них может только послужить к
самооправданию и полному охлаждению, при неисполнении ими
христианского долга говения, применение епитимий во всей их строгости
является совершенно нецелесообразным, и назначение того или другого рода
епитимии должно быть предоставлено на усмотрение духовника (10).

Вообще отцы Церкви советовали смотреть на канонические постановления
о продолжительности епитимии только как «на испытание плодов покаяния»,
то есть исходить из рассмотрения состояния души кающегося (Василий
Великий, 84 пр.) и в продлении епитимии руководствоваться благоразумием.
Св. Василий, изложив правила об епитимиях, сам в заключение говорит: «Все
же сие пишем ради того да испытуются плоды покаяния. Ибо мы не по одному
времени судим о сем, но взираем на образ покаяния» (пр. 84). А в 74 правиле
он говорит: «Аще же кто, вышеупомянутыми грехами заплетшийся, добре
исповеданием исправлен явится; тогда духовный отец, приемший от Божия
человеколюбия власть вязати и решити, смотря на чистое исповедающегося
покаяние, аще милость покажет ему умалением времени епитимии, не будет
достоин порицания».

Из жития св. Василия Великого известно, что сам он, когда это было
необходимо, снисходительно поступал с грешниками. Так он сподобил
святого Причащения одного юношу, отрекшегося от Христа, через 40 дней
искреннего покаяния.

Известный канонист Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский,
разъясняя правила св. Василия Великого, говорит: «Великая разница есть
между судиями светскими и духовными: первые без царской воли ничего не
могут сделать, последние же сами могут наказание увеличивать или
уменьшать, сокращать или переменять» (11).

Святитель Иоанн Златоуст

Св. Иоанн Златоуст об епитимиях мудро говорит также: «Определять
наказание по мере грехов должно не без рассуждения и не произвольно… Если
кто вдруг предложит… горькое исправительное лекарство, тот лишит
(кающихся) малейшего исправления. Душа, хотя раз приведенная в стыд,
впадает в нечувствительность, и после того уже не смягчается и ласковостью,
не потрясается и угрозами, не приклоняется и благодеяниями… Поэтому
пастырю надобно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех
сторон осмотреть состояние души. Как многие приходят в ожесточение и
отчаиваются в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого
врачевания; так, например, есть и такие, которые, не получив достойного
наказания за грехи, приходят в небрежение, становятся развращеннее и грешат
с большей смелостью.

Итак, долг священника — ничего не оставлять без испытания, но при строгом
исследовании всего избрать средства, согласные с состоянием душ, чтобы
старание не осталось без успеха» (12).

Святой Григорий Нисский.

Святой Григорий Нисский также говорит, что в деле исправления грешника
имеет значение не время или продолжительность епитимии, а произволение,
то есть характер нравственного настроения лица, состоящего под епитимией
(пр. 8). «Если будет истинное обращение, — замечает тот же святой отец, — то
да не соблюдается число лет, но с сокрушением времени да ведется кающийся
в церковь и к причастию Святых Таин» (Прав. 5. Срав. Василия Великого прав.
84). Также в житии Марии Египетской сказано, что едва только она оставила
греховную жизнь, пошла на Иордан и в церкви Предтечи причастилась Святых
Таин.

Искреннее покаяние освобождает человека от грехов и делает его в
короткое время достойным членом Церкви.

Преподобный Пимен Великий

В житии преподобного Пимена Великого сказано: «Один брат спрашивал
его: я сделал великий грех и хочу каяться три года. — Много, — говорит ему авва
Пимен. — Или хотя один год, — говорит брат. — И то много, — сказал опять старец.
Бывшие у старца спросили: не довольно ли сорока дней? — И этого много, —
сказал старец. Если человек, — прибавил он, — покается от всего сердца и более
уже не будет грешить, то и в три дня примет его Бог» (13).

Милосердие Божие велико. Господь принял Петра, отрекшегося от Него, и
не лишил его апостольского достоинства; так и каждого человека, кающегося,
Он приемлет и не отвергает.

Господь приемлет не только тех, которые принесли искреннее
продолжительное покаяние, но и тех, которые оставили грех и умерли с
покаянным чувством, не принеся достойных плодов покаяния.

Преподобный Иоанн Колов

Об этом свидетельствует пример из Древнего Патерика.

Одна девица устроила в своем доме гостиницу для египетских пустынников и
с любовию служила им. Со временем с ней сблизились плохие люди и
склонили ее на путь греха. Когда отцы скита узнали об этом, они опечалились
и решили послать авву Иоанна Колова, чтобы он спас погибавшую душу.

Придя к падшей девице, авва своими кроткими словами настолько
подействовал на нее, что она изъявила желание сразу же оставить все свое
неправедное богатство и последовать за старцем в пустыню. На пути в
пустыню в первую же ночь она умерла. В момент ее смерти авва видел как бы
некий светлый путь, сходивший с неба до самой девицы, и увидел Ангелов
Божиих, возносивших ее душу. Увидев это, авва повергся на лице свое, молясь
Богу; и услышал он голос, сказавший, что один час ее покаяния принят лучше
покаяния многих медлящих и не являющих подобного покаяния (14).

Грешника, принесшего чистосердечное покаяние, Господь приемлет и не
отвергает. Об этой милости Божией к грешному человеку замечательно
говорит повесть из Отечника. «Некоторый брат был борим вожделением.

Случилось ему придти в одно из сел Египта. Там он увидел дочь жреца
идольского, полюбил ее и предложил отцу отдать ее за него в замужество.

Жрец отвечал: не могу отдать ее за тебя, не спросив бога моего; и пришедши
к демону, которому он поклонился, сказал ему: вот! некоторый монах пришел
ко мне, хочет жениться на дочери моей; отдать ли за него? Демон отвечал:

спроси его — отречется ли от Бога своего, от крещения и от обетов монашества?
Жрец, пришедши к монаху, сказал ему: отрекись от Бога твоего, от крещения
и от обетов монашества, я выдам за тебя дочь мою. Монах согласился, — и
немедленно увидал, что из уст его вышло подобие голубя и возлетело на небо.

Жрец пошел к демону и сказал: вот! он обещал исполнить все три условия.
Диавол отвечал жрецу: не отдавай ему дочери твоей в жены, потому что Бог
его не отступил еще от него, но и доселе помогает ему. Жрец, пришедши к
брату, сказал ему: не могу отдать тебе дочери, потому что Бог твой доселе
помогает тебе и не отступил от тебя. Услышав это, брат сказал сам себе: я,
несчастный, отрекся от Бога, от крещения и от обетов монашества, а
Всеблагий Бог доселе помогает мне окаянному! Если Бог оказывает мне такую
милость, зачем же мне окаянному отступать от Него? Опомнившись, он
пришел к некоторому великому старцу и поведал ему случившееся. Старец
сказал ему: останься со мною в пещере и пробудь в посте целые три недели, а
я буду молиться Богу за тебя. И подвизался старец за брата, молясь Богу и
говоря: Господи! умоляю Тебя: даруй мне эту душу, и приими покаяние ее. И
услышал Бог молитву старца. Когда исполнилась первая неделя, старец
пришел к брату и спросил его: видел ли ты что-нибудь? брат отвечал: да, я
видел голубя, стоящим в высоте небесной над головой моей. Старец сказал
ему: внимай себе и молись Богу тщательно. По прошествии второй недели
старец опять пришел к брату и спросил его: видел ли ты что-нибудь? Брат
отвечал: видел, что голубь ниспустился ниже до головы моей. Старец
заповедал ему: трезвись и молись. Когда исполнилась третья неделя, старец
опять пришел к брату и спросил: еще не видел ли ты чего? Брат отвечал: видел,
что голубь спустился и стал над головою моею; я протянул руку, чтобы
удержать его, а он вспорхнул и вошел в уста мои. Старец возблагодарил Бога
и сказал брату: вот! Бог принял покаяние твое. Отселе внимай себе и
тщательно заботься о спасении твоем. Брат отвечал: отселе я пребуду с тобою
до смерти» (15).

В слове Божием и святоотеческой литературе имеется множество таких
примеров, которые свидетельствуют не о строгости, а о милости и
сострадательности Божией к грешному человеку. Следовательно, и священник
не должен налагать на кающегося бремена неудобоносимые, но вразумлять
людей посильными епитимиями. Священник должен знать, что он не судия
кающемуся, но только свидетель покаяния, определенный исключительно на
то, чтобы служить спасению человеческому (2 Кор. 4, 5), что человек
согрешающий, единому Богу согрешает (Пс. 50, 6) и кающийся от единого
Бога приемлет прощение (Мк. 2, 7). Священник есть только орудие, через
которое действует Бог. Он должен всегда помнить, что власть его духовная, а
не мирская, и состоит в служении, а не в господствовании (Мф., 20, 24-28) (16).

Пастырь не должен злоупотреблять данной ему властью, но благоразумно
исполняя свое великое пастырское служение, не отталкивать от себя людей
своей жестокостью и мерами наказания, а с любовью омывать их посредством
таинств, предварительно уврачевав от пагубных грехов.

Власть священника распространяется и на то, что он может налагать на
кающегося епитимию, состоящую в недопущении на некоторое время к
Святым Тайнам. Например, если человек говорит на исповеди, что он сделал
смертный грех, а искреннего покаяния не видно в нем, то духовник может
посоветовать ему временно воздержаться от святого Причащения, при том
назначить ему посильное молитвенное правило, по исполнении которого
допустить до Св. Чаши.

Такое временное недопущение до Святых Таин не является явным
отлучением кающегося от Святой Церкви. Власть отлучения принадлежит
только епископу, и священник не имеет права без санкции епархиального
архиерея налагать открытое запрещение, то есть запрет входа в церковь,
отлучение от общения с верующими и от Святых Таин и т. д. (17)

«Духовный Регламент» также запрещает налагать долговременные
запрещения, какие указаны в правилах святых отцов и считает неразумными
тех пастырей, которые слепо следуют этим правилам. «Понеже многие в
писании, — говорится в Духовном Регламенте, — неискусные священники
держатся за требник, как слепые, и, отлучая кающихся на многие лета, говорят,
что написано, а толку не знают, и в том нерассудстве некоторых и при смерти
причастия не сподобляют, извиняются тем, что без епитимии нельзя; того
ради… в древнем обычае время лишати причастия Святых Таин… отселе
оставити и оной к тому не употребляти» (18).

Кратковременным запрещением и отеческой любовью можно достигнуть
быстрее доброй цели, чем долголетней епитимией (19).

Нельзя налагать на кающихся такую епитимию, которую они не могут
исполнить. Например, нельзя больному или беременной женщине назначать
пост или поклоны, или требовать вообще от кающегося того, что он не в
состоянии исполнить. Все эти крайности не могут служить к созиданию
Церкви Христовой. Вышеуказанным лицам лучше назначать духовную
епитимию, то есть отвержение своей воли, обуздание языка, хранение глаз и
других чувств. Полезно предлагать кающемуся прочитывать в определенное
время 50-й псалом с поклонами.

Незнающему псалма 50-го можно назначить чтение других молитв с
поклонами, например: «Царю Небесный», «Святый Боже» и «Пресвятая
Троице», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», молитву св. Ефрема
Сирина. Но если кто не знает ни одной молитвы, тем можно предложить
молитву мытареву: «Боже! милостив буди мне грешному» с поклонами.
Как уже было сказано, необходимо при этом указывать точные сроки для
исполнения епитимии, то есть ясно указать, когда начинать ее и когда
окончить (20).

Нельзя налагать на кающихся такую епитимию,
которую они не могут исполнить.

Если священник нашел нужным временно не допустить исповедающегося до
причастия, то по окончании епитимии, должна быть прочитана тем
священником, который наложил епитимию, разрешительная молитва, которая
помещена в требнике, то есть молитва над разрешаемым от запрещения (21).

Другой священник не может разрешить не им запрещенного (I Всел. соб., пр.
13; Григорий Нисский, пр. 5; Апост., пр. 32), исключая те случаи, когда
человек умирает под запрещением; такого разрешать должен всякий
священник, напутствующий его при смерти. Также в том случае, когда
священника перевели в другой весьма отдаленный приход, а находящийся под
его епитимией не знает о его местонахождении, тогда такого человека может
разрешить любой иерей, но предварительно кающийся должен исповедать
перед ним свои грехи. Но если запрещенный обращается к другому духовнику
по другим побуждениям, то другой должен поступить с ним еще строже (I
Всел. соб., пр. 5; Апост., 13 и 32). Если больной, находящийся под
запрещением, по причащении Святых Таин остается в живых, то он должен по
выздоровлении исполнить срок, или окончить выполнение своей епитимии
(Анкир., пр. 6).

Если священник неправильно наложит епитимию на кающегося, то
последний имеет право обжаловать это перед епископом. И если епископ
признает, что действительно священник незаконно наложил епитимию, то он
может снять ее, а священника подвергнуть духовному наказанию.

Из всего вышесказанного следует, что пастырь должен с мудрой
осторожностью и снисходительностью налагать епитимии на кающихся,
чтобы не ставить епитимией преграду на пути к Царству Небесному, а
наоборот, способствовать достижению спасения.


Епитимия

Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона
Задонского. М., 1996.
Приложение к магистерской диссертации С. 731.

<…> По исповеди абие да исполнит [кающийся] назначенную себе от
духовника ЭПИТИМИЮ за грехи; сия же ЭПИТИМИЯ имать быти
рассудительна и умеренна, рассуждая лице кающагося, чин, лета его, грехи,
причины, и проч. <…>


Епитимии в Древней Руси

Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Обрядовые особенности покаянной
дисциплины Древней Руси // Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи
разных лет. М., 1995. — Магистерская диссертация. С. 468-469.

По церковным правилам Древней Руси за тяжкие грехи на кающихся
налагались епитимии, которые служили не средством наказания, а духовным
врачевством, причем находившиеся под епитимией не имели права
причащаться Святых Таин до истечения ее срока; вместо святого Причастия
дозволялось принимать святую богоявленскую воду с антидором.

Епитимии были тайные и публичные. Тайные епитимии предполагали
воздержание от некоторых родов пищи (мяса, молока, меда), а также удаление
на время от святыни и исполнение предписанных поклонов и молитв. Сроки
таких епитимий были указаны в так называемых епитимийниках. Христианам,
подвергшимся публичной епитимии, разрешалось древним уставом стоять в
церкви только до литургии верных, а затем они выходили в притвор и стояли
там до конца службы. Однако за вечерним и утренним богослужением им
позволялось стоять в самой церкви. Эти епитимии в какой-то мере напоминали
собой о покаянной дисциплине древней христианской Церкви. Так, например,
Поместный собор русских епископов 1554 г. за «зломудрствование о святых
иконах» наложил на дьяка И. Висковатого трехлетнюю епитимию: весь
первый год он должен был плакать, стоя вне церковных дверей, и
исповедовать свой грех пред всеми входящими в храм; в течение второго года
присутствовать в храме до литургии верных; на третий год — стоять в храме с
верными, но без права приобщаться Святых Таин. Только по исполнении этой
епитимии ему разрешили причаститься.

Кроме того, публичное покаяние соединялось и с тайной епитимией, как-
то: пост, молитва, плач и коленопреклонение до конца жизни. Такую,
например, епитимию Собор 1575 г. наложил на царя Ивана Грозного за его
четвертый брак. Протопоп Аввакум, впоследствии ставший раскольническим
учителем, наложил подобную семилетнюю епитимию на свою духовную дочь
Елену, которая разлучила жену с мужем и уморила ребенка. Такие случаи
наложения публичной епитимии были не редкостью, что неоднократно
подтверждается и иностранными писателями.


Епитимии были тайные и публичные. Тайные
епитимии предполагали воздержание от некоторых
родов пищи (мяса, молока, меда), а также удаление на
время от святыни и исполнение предписанных
поклонов и молитв. Сроки таких епитимий были
указаны в так называемых епитимийниках. Христианам,
подвергшимся публичной епитимии, разрешалось
древним уставом стоять в церкви только до литургии
верных, а затем они выходили в притвор и стояли там
до конца службы.

Следует отметить, что публичная епитимия носила очень тяжелый
характер. Грешник обязан был ежедневно посещать храм и оставаться за его
дверями до окончания богослужения. Кроме того, ему запрещалось
причащаться Святых Таин до конца епитимии, за исключением случая
смертной опасности. Он лишался также антидора и святой просфоры. В
поучении ново- поставленному иерею епископ говорит: «Непокорнии в грехи
впадающа от Церкви отлучи, от себе отжени, дондеже обратится к тебе. А от
иного попа отгнанного ты не приими, приимет ли кто такового, мне возвести (22).

Находившиеся под публичной епитимией не только не имели права
делать приношения в церковь, но и отлучались от христианского общества.
Церковные предписания запрещали духовному отцу входить в домы
отлученных, присутствовать с ними на пиршествах и даже в одном доме.
Кроме того, на исповедь не допускались те из христиан, которые не давали
своего согласия отстать от греха. Но великого грешника, давшего обещание
исправиться и обнаружившего покорность духовному отцу и желание
исполнять его советы и заповеди, последний обязан был исповедовать.

Были еще публичные епитимии, так называемые сорокадневные. Этим
епитимиям подвергались христиане, которые долгие годы не соблюдали поста
и не были на исповеди. Публичным епитимиям подвергались лица
инославного вероисповедания, перешедшие в Православие, или бывшие
сектанты. Так, архиепископ Новгородский Геннадий (XV в.) присудил к
стоянию вне церкви жидовствующих, принесших покаяние (23).

Святитель Геннадий Новгородский

Лица, занимавшиеся волшебством или имевшие суеверные привычки, не
только отлучались от храма, но и лишались права приношения. Разбой,
убийство детей, кулачные бои, незаконные сожительства, незаконные браки
(даже третий), развод, грехи против седьмой заповеди, воровство и мятежи —
все это наказывалось публичной епитимией разной продолжительности. <…>


Из Устава Глинской Рождество-Богородицкой пустыни

Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Архив Глинской пустыни. С. 1135-1136.

О епитимии, налагаемой от настоятеля братии обще собором
Аще кто из братии вознерадит, лености ради, приходити к началу
церковнаго пения или подает какой-либо соблазн, а паче мирским, или уставу
противитися будет, таковаго настоятель по первому и второму увещанию
наедине, при соборе увещевает, приводя ему Святых Отец писания и устав
обители по установлению Святых Отец, увещевая его любовию. И аще
таковый не смирится и не послушает наказания, изгоняется из обители с
милованием и дается ему бумага его или причисленному для прохода из
монастыря куда ему следует, или представляется о нем для перемещения в
другую обитель. Аще же при увещевании общем смирится, дается ему
епитимия по силе его и погрешности, и оставляется; телеснаго же наказания и
наложения цепи на монашествующих отнюдь в обители не бывает.


Примеры наложения епитимии святителем Тихоном Задонским

Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о
спасении. М., 1995. — Магистерская диссертация. С. 107.

Святитель Тихон строго относился к тем, кто допускал грех осуждения,
празднословия и неумеренного смеха. Он всячески заботился об их
исправлении. И если кто-нибудь в его присутствии начинал осуждать
ближнего, то он прекращал беседу и делал выговор, хотя бы это был и самый
близкий ему человек, и при этом предупреждал, чтобы впредь таких
разговоров больше не допускать (24). Особенно Святитель не выносил этого
порока среди монашествующих. Относительно же смеха святой отец поступал
еще строже: «если когда услышит смеющихся и грохочущих из живущих при
нем келейных, то без епитимии не оставлял, или выговором накажет со
скромным изъяснением вездесущия и всеведения Божия, что само в страх и
трепет приводило их» (25).


Примечания:

  1. Свящ. Г. Дьяченко. Собрание общедоступных духовно-назидательных рассказов и
    размышлений. М., 1900. С. 528.
  2. Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния. М., С. 201.
  3. Митрополит Макарий. Догматическое богословие. Т. 2. С. 441.
  4. Прот. А. Ф. Хойнацкий. Практическое руководство для священнослужителей при
    совершении святых таинств. М., 1882. С. 146.
  5. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. № 5. М., 1845.
    С. 264—265.
  6. Требник Петра Могилы. Ч. 1. С. 344.
  7. Цит. по: Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства
    покаяния. М., 1871. Ч. 1. С. 201.
  8. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 7, кн. 1. Изд. 2-е. СПб., 1911. С. 107.
  9. П. Нечаев. Практическое руководство для священнослужителей. СПб., 1907. С. 205-206
  10. И. П. Соловьев. Учебник по практическому руководству для пастырей. СПб., 1914. С.161
    Срав. «Духовный Регламент». Цит. по: Свящ. Алексий Перов. Практическое изложение
    церковных и гражданских постановлений. СПб., 1864. С. 96.
  11. Свящ. Алексий Перов. Практическое изложение церковных и гражданских
    постановлений. СПб., 1864. С. 97.
  12. Св. Иоанн Златоуст. Слово о священстве. СПб., 1874. С. 26.
  13. Древний Патерик. Избран, сказан. М., 1914. С. 10. № 10. Примеры не долгого, но
    искреннего и спасительного покаяния см. также: Прот. В. Гурьев. Пролог в поучениях. М.,С. 117-118, 323-324; «Русский инок». 1911, август. С. 5-8.
  14. Древний Патерик. М., 1914. С. 41, 42. №1.
  15. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Отечник. СПб., 1903. С. 480-482. № 83.
  16. Прот. С. В. Булгаков. Настольная книга для священно- церковнослужителей. С. 743-744
  17. Духовный Регламент. Прибавление о пресвитерах. Гл. 14.
  18. Прот. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно- церковнослужителей.
    Примечание о правиле причащения, § 14. С. 747.
  19. Там же. С. 747.
  20. Там же. С. 754.
  21. Свящ. Г. Дьяченко. Вопросы на исповеди. М., 1897. С. 155.
  22. Поучение новопоставленному иерею // Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила
    и его сподвижники. Т.П. Киев, 1898. С. 209.
  23. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией. Т. VI.
    СПб., 1908. С. 768.
  24. Записки И. Ефимова. С. 34.
  25. Там же.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Источник: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Магистр богословия. ОБ ЕПИТИМИЯХ.
Избранные статьи и проповеди. М., 2000.

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.