О христианском воспитании детей (по учению свт. Тихона Задонского)

Статья
В жизни отдельных личностей и целых обществ и государств первоначальное воспитание имеет такое огромное значение, что, по слову святителя Иоанна Златоуста, «если бы родители чад своих прилежно воспитывали, не нужны бы были законы, суды и казни...»

Вопрос о воспитании детей, при всей его давности, — вечно юный вопрос, который должен и будет приковывать к себе внимание, пока живет сам род человеческий. Какой должна быть цель воспитания? С каких моментов жизни ребенка начинать воспитание и как достигать намеченной цели? Вот главные вопросы, на которые распадается общий вопрос о воспитании и на которые должен дать правильный ответ всякий, поставленный у великого дела воспитания.

Святитель Тихон Задонский

Вопрос о воспитании детей, при всей его давности, — вечно юный вопрос, который должен и будет приковывать к себе внимание, пока живет сам род человеческий.

В свете слова Божия и произведений лучших выразителей христианского учения прекрасно разъясняются все эти вопросы. К ним обращается в своих трудах выдающийся духовный писатель и просветитель земли Русской святитель Тихон Задонский, которого схиархимандрит Иоанн (Маслов) называл великим христианином и замечательным педагогом, тонко понимающим детскую душу.

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон усердно потрудился на педагогическом поприще. Он был инспектором Новгородской и ректором Тверской семинарии. Став правящим архиереем Воронежской епархии, добивался открытия духовных учебных заведений, а также славянских школ, учителями в которые распорядился назначить священнослужителей. Святитель видел прямую зависимость между образованием пастырей и моральным состоянием паствы.

Святитель Тихон разработал инструкции для учащих и учащихся, в которых особое внимание уделяется духовно-нравственной стороне обучения. В своих многочисленных сочинениях он оставил нам в драгоценное наследство подробные рассуждения по всем главным вопросам воспитания. Послушаем голос этого великого святителя.

В чем цель христианского воспитания? Где тот основной пункт, к которому и из которого должно направляться все дело воспитания детей? Эта цель, этот основной пункт, поучению святителя Тихона, есть благочестие, которое ведет ко спасению. «Христианин, первое тщание да будет твое о том, чтобы детей своих научить по-христиански жить… и в юные сердца их вливать млеко благочестия, да о нем возрастут во спасение».

Что такое благочестие? Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского», что признак благочестия — не только знать заповеди Божии, но и жить по ним. Без воспитания в детях благочестия, или страха Божия, считает святитель Тихон Задонский, все научение и наставление есть ничто, и только благочестие «едино есть на потребу». «Бог не взыщет от тебе, учил ли ты детей светской политике и иностранных языков; но взыщет, учил ли ты по-христиански жить, наставлял ли их благочестию».

Без воспитания благочестия всякая наука, по учению святителя Тихона, является даже особенно опасною, ведущею к погибели. «Многие учат детей своих светской политике; иные научают иностранных языков, по-французки, по-немецки, по-италиански говорить, и на то не мало суммы иждивают; иныя тщатся учить купечества и других художеств: но по-христиански жить детей едва кто научает. А без сего всякая наука ничтоже есть, и всякая мудрость буйство есть».

В «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрит Иоанн (Маслов) делает вывод: «Родители часто бывают виновными в духовной гибели своих детей».

Лишь только дети начнут хоть несколько осознавать мир, немедленно, по учению святителя Тихона, нужно начинать их христианское воспитание.

Святитель Тихон

С какого же момента в жизни ребенка должно начинаться воспитание? Таким моментом должно служить первое пробуждение в детях сознания. Лишь только дети начнут хоть несколько осознавать мир, немедленно, по учению святителя Тихона, нужно начинать их христианское воспитание; потому что этот возраст незлобив и восприимчив как к добру, так и злу, -похож, по выражению святителя, на сосуд пустой, который все может вместить в себя — и воду и вино, пиво и квас и прочее, и в то же время не нужно забывать, что от юности в человеке живет склонность ко злу (Быт. 6, 5-6).

Вся последующая жизнь ребенка бывает развитием тех начал, которые положены, привиты ребенку с детства. «Научится ли добра в юности своей, добр и чрез все житие будет. Научится ли зла, — и зол во всем житии будет, и из малого отрока может быть и ангел, может быть и диавол». «Как маленькое деревцо, — разъясняет святитель Тихон высказанную им мысль, — к которой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти: тако младый отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины жизни своея склонность будет иметь».

Вот почему святитель Тихон так часто и настойчиво повторяет в своих сочинениях изречение святого Иоанна Златоуста о том, кем являются «родители, которые детей по-христиански воспитывать пренебрегают».

Обобщая мысли святителя Тихона, схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет в «Симфонии»: «Родители, если не воспитывают детей по-христиански, являются их убийцами». «Окаянен родитель, — говорит святитель Тихон, — который к временной жизни родил детей, но к вечной жизни двери им заключил, заключил то небрежением добраго воспитания».

Гораздо сложнее для решения последний вопрос: какими средствами удобнее всего можно достигнуть указанной цели христианского воспитания? Святой учитель не оставил без разъяснения и этот вопрос.С первых же лет сознательной жизни ребенка следует внушать ему и сделать достоянием его ума истины, изложенные в символе православной веры и десяти заповедях.

Таким путем ребенок постепенно приобретает истинное познание о Боге, о своих обязанностях по отношению к Нему и ближнему, о надлежащем отношении к миру и своем христианском призвании, чтобы во всей своей последующей жизни руководствоваться этими воспринятыми с детства истинами христианского веро- и нравоучения.

Впрочем, последнее возможно только в том случае, если у ребенка перед глазами будут примеры жизни, согласные с духом усвоенных истин.Поэтому, по учению святителя Тихона, христианское воспитание требует от окружающих ребенка людей известных, строго определенных условий. Прежде и больше всего образцами христианской веры и нравственности должны служить детям сами родители. «Нравы родительские, — говорит святитель, — юным детям как регула (правила) имеются, на который взирая, последуют им: и что в них примечают, тому и сами навыкают».

Отсюда следует — желаешь иметь детей своих христиански воспитанными, исправными, добрыми, будь прежде всего сам исправен и добр.

Христианское воспитание требует от окружающих ребенка людей известных, строго определенных условий. Прежде и больше всего образцами христианской веры и нравственности должны служить детям сами родители.

Святитель Тихон с детьми

Внушение детям с первых моментов их сознательной жизни истин, заключающихся в символе православной веры и десяти заповедях, а также образцы христианской жизни — в лице самих родителей и всех окружающих ребенка — и составляют главные положительные средства, которыми, по учению святителя Тихона, достигается основная цель христианского воспитания — благочестие, жизнь по Христу.

Устранение условий, которые разрушительно влияют на благотворное воздействие указанных положительных средств христианского воспитания, составляет отрицательные средства к достижению цели воспитания. Отсюда очень опасно детей своих малых, не научивши их надлежащим образом истинам православной веры и христианскому благочестию, отдавать для обучения иностранным языкам таким учителям, которые заражены еретическим учением.Не нужно думать, что святитель Тихон восставал против самого изучения иностранных языков.

«Полезно ради общества и коммерции и языкам иностранным обучать», — говорит он, но нужно, по учению его, всячески остерегаться только вредного воздействия иностранных учителей на чистоту усвояемых детьми христианских истин.

Далее, должно «детям накрепко возбранять водиться, сообщаться и дружиться со злыми, понеже злоба изменит и добрый разум. Касаяйся смолеочернится; и общаяйся гордому — точен ему будет, глаголет Сирах (13, I)». «Ничто так не вредит человеку, наипаче юноше, — говорит святитель, — как злая компания… Обращение со злыми бывает виновно крайняго развращения. Хотя бы и природы доброй был кто, и добре воспитан, но когда с развращенными обходиться будет, трудно и почти не возможно тому не развратиться». «Лучше со зверьми жити, нежели со злыми людьми», — заключает святитель Тихон, ссылаясь на изречение святителя Иоанна Златоуста.

Но возможно, что людьми, призванными к воспитанию детей, будут употреблены все указанные положительные и отрицательные средства; и все таки дети, в силу греховности своей природы, будут проявлять греховные наклонности.

Как христианские родители должны, по взгляду святителя Тихона, относиться к таким греховным проявлениям в своих детях? Оставлять ли их без внимания, в надежде, что с течением времени, с возрастом сами дети поборют в себе эти греховные проявления? Святитель оставил нам очень определенные и подробные наставления по этим вопросам: здесь воспитательное действие должно иметь наказание, благоразумно примененное к провинившимся.

Однако средства христианского воспитания детей, по учению святителя Тихона, окажутся недостаточными, если не будет самого главного — усердной молитвы к Богу.

Святитель Тихон в детстве. Брат св. Тихона
Святитель Тихон Задонский

«За всякое преступление наказуй детей своих — по мере преступления, дабы поняли, за что наказуются, и тако бы впредь боялись преступаться»,- говорит святитель. В противном случае «грех без наказания оставленный, бывает причиною другаго греха, такожде причиною обычая греховнаго, что очень страшно».

Только, применяя к детям наказания, родители должны строго помнить завещанное святителем правило — «наказуй детей своих по мере преступления», показав, «чем кто проступился и погрешил, дабы вся узнал грех свой и впредь бы от того берегся».Однако средства христианского воспитания детей, по учению святителя Тихона, окажутся недостаточными, если не будет самого главного — усердной молитвы к Богу.

Какие же результаты дает христианское воспитание при помощи Божией и с применением указанных средств? Самые отрадные, заключает святитель Тихон Задонский. Высшая радость ожидает в жизни и самих детей, воспитанных по- христиански, и их родителей. А Отечество получит в лице таких воспитанников твердую, незыблемую основу своего процветания.

Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии, доктор педагогических наук.
Источник: Журнал «Глинские чтения»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.