Период до рождения

Статья

Период до рождения ребенка (перинатальный) включает в себя период беременности, родов и первых часов после рождения (греч.: реп— вокруг; лат.: natus — рождение) (1), в то время, как пренатальным называют период от зачатия до рождения.

Это время является не только важнейшей вехой в жизни семьи, но и значительным этапом в процессе формирования личности.

Современная наука серьезнейшим образом исследует все особенности пренатального периода, его влияние на формирование характера, способностей, предпочтений и неврологических особенностей личности (2). Основным источником всех воздействий на ребенка в пренатальном периоде является, безусловно, его мать.

Всего лишь 30-40 лет наука знает о том, что в пренатальный период можно воздействовать на двигательное, эмоциональное и дыхательное состояния плода и даже управлять их развитием. Появилась даже «пренатальная педагогика», которая еще более молода. Но о важности внутриутробного периода человечество знает очень давно. В публикуемой ниже статье предлагаем педагогам и родителям познакомиться с учением святых отцов по этому вопросу.

О родители! Если бы знали, сколько добра
или, напротив, сколько зла вы можете сообщить
вашим детям еще до их рождения!
Святитель Филарет Московской

С первых веков христианства святые отцы напоминают родителям об их ответственности именно в этот период за духовное, душевное и физическое состояние будущего ребенка.

Ведь воспитание ребенка начинается отнюдь не с момента рождения, а гораздо раньше и зависит от многих факторов.

Во-первых, самого серьезного внимания заслуживает нравственное состояние родителей еще до зачатия.

«Человек познается в детях своих» — говорит священное Писание. То, как воспитываются будущие родители, то, что закладывается в них в их родной семье, когда они еще совсем дети — все это непременно проявляется в их собственном родительстве. Благочестие матери, вынесенное ею из родительского дома и разумно возрастающее в ответственный период беременности, закладывает в душе ребенка благодатную почву, на которой после рождения будет легче посеять и вырастить добрые качества.

Святитель Тихон Задонский учит: «Ежели дети ваши злы будут, то внучата злейший, а правнучата и того злейший. Злой отец добру не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим воспитание» (3). Из этого схиархимандрит Иоанн Маслов делает вывод: «Плохое воспитание есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает» (4).

«Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем» (5), — говорит святитель Иоанн Златоуст. Именно так складываются замечательные родовые династии. Так, у благочестивых родителей святителя Василия Великого в семье было 10 детей. Эта семья дала миру великих святых мужей и жен: святителей Василия Великого, Григория Нисского, и Петра Севастийского, преподобную Макрину, а затем двух святых во втором и третьем поколениях. А семья московского купца Путилова в 19 веке дала Отечеству нашему игуменов трех монастырей.

«Естественно, чтобы родители рождали детей «по виду своему и по образу своему», — чтобы от грешников рождались грешники, подобно как от пахотных родятся пахотные, но чтобы от тех, которые свободным упражнением в покаянии, молитве и делании добра, при помощи благодати Божией ослабили в себе греховные и усилили добрые склонности, рождались и дети с некой предварительною помощью к добру, против силы греха, впрочем всегда преодолимой свободою и наипаче благодатию» (6).

Воспитание — это процесс, начинающийся в семье, и, прикладывая усилия по поддержанию в ребенке добрых качеств, и искоренению злых, мы воспитываем не только собственных детей, но и опосредованно влияем на воспитание будущих внуков.

«Во веки веков благословение Божие на тех, кто воспитывает детей своих в благочестии. Скажите, что будет с несчастною дочерью вашей, которая в юности предается разврату и потом, выйдя замуж, родит детей? Будет ли благословение Божие на ней и на всей семье ее? Нет, нет. Это вырастет неблагочестивый, богопротивный род… Подумайте, как это страшно, какую тяжкую ответственность несете вы перед Богом, если не воспитываете детей своих в нравах христианских» (7)

Во-вторых, не менее важным фактором является духовное состояние супругов. Сама история учит нас тому, как сильно зависит нрав рожденного ребенка от духовного состояния его родителей. Одним из самых ярких примеров служат первые земные родители — Адам и Ева:

«Один и тот же Адам каких разнообразных рождает детей — Каина, Авеля, Сифа! Где же тут один общий закон рождения? Будьте внимательны и примечайте. Адам свежим, так сказать, ядом недавно сделанного греха напоенный и недавним обетованием избавления поставивший себя в некую еще незрело обдуманную дерзость надежды, рождает Каина, дерзкого грешника. Адам, в несчастном рождении Каина испытавший тягость проклятия, привлеченного грехом, обманутый надеждой, уничиженный суетой, рождает Авеля, кроткого, но непрочного. Наконец, Адам, продолжением скорбей глубже укоренившийся в смирении, терпением утвержденный в надежде и надеждой в терпении, рождает Сифа, надежное основание своего потомства…» (8).

Не только история, но сама наша жизни изобилует такими примерами. «В семье почтенного священника было 14 детей. Невеста одного из сыновей спросила однажды будущую свекровь: «У Вас все дети хорошие, но мой жених как-то особенно положительно отличается». — «Это не случайно, — ответила матушка. — Перед зачатием его батюшка надел на себя епитрахиль и особенно усердно помолился о будущем ребенке» (9).

Ответ на вопрос о том, с каких пор родителям нужно заботиться о добром воспитании детей, можно найти в Священном Писании. Когда ангел явился Анне, матери святого пророка Самуила, с вестью, что она зачнет и родит сына, то сказал: «Ныне блюдися и не пий вина и сикера, и не яждъ всякого нечистого, яко и ты, во утробе приимеши и родиши сына», потому что «Назорей Богови будет сие отроча от чрева» (Суд. 13:3-5). То есть матери велено приготовиться к зачатию и блюстись в течение всего времени беременности, чтобы через это наилучшим образом подготовить будущего сына к его жизненному пути (10).

Поэтому святитель Феофан Затворник призывает супругов:
«а) чаять детей, как великого дара Божия, и молиться о сем благословении.
б) себя готовить к тому, чтобы быть добрыми родителями добрых чад для сего необходимо:
• хранить целомудрие супружеское, то есть трезвенную отчужденность от сладострастия;
• хранить здоровье, ибо оно неминуемо есть наследство детей<…>;
• хранить благочестие, ибо, как бы ни происходили души, а они в живой зависимости от сердца родительского и характер родителей иногда очень резко отпечатывается на детях» (11).

В-третьих, поведение родителей, и особенно матери, во время беременности и кормления грудью является важным воспитывающим фактором.

«Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях… Говорят, что вновь устроенный сосуд хранит долго, если не всегда, запах того вещества, которое нальют в него в ту пору. То же должно сказать и о показанном устроении около детей. Оно благодатно-спасительно проникает в установляющиеся формы жизни дитяти и будет полагать на них печать свою» (12).

Иеромонах Глинской пустыни Порфирий (Левашов) пишет: «Мать самому зародышу ребенка передаст свои склонности и расположения. По ее благочестию можно уже отчасти догадываться о счастливой будущности ее детей» (13).

Во время беременности, как никогда, мать должна хранить свои чувства и мысли от греха. Это большой труд и здесь необходима помощь Божия. Поэтому святые отцы советуют матери во время чревоношения чаще исповедоваться, причащаться Святых Христовых Тайн, молиться, посещать богослужения, быть более собранной и внимательной к себе. И благодать Божия будет действовать на еще не родившегося в мир, но уже живущего младенца.

Иеромонах Порфирий (Левашов) пишет: «Женщины бывают первыми деятелями особенно там, где только загорается луч жизни. Обыкновенно первые начатки воспитания детей взращиваются в недрах семейств, по свойству матерей раскрываются добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом» (14).

«Каждая женщина должна проникнуться сознанием, что проживая 9 месяцев беременности, она запечатлевает в формирующемся ребенке глубочайший духовный опыт, в котором каждое страстное движение матери обучает ребенка страстности, а каждое добродетельное движение закладывает зачатки добродетели.

Попечение о детях должно начаться с попечения о вас самих, — говорит протоиерей А. Рождественский, обращаясь к родителям. — Добрые или худые нравственные свойства родителей обыкновенно переходят к детям, и часто, прежде чем дети в состоянии бывают судить о добром или худом, они уже по наследственным свойствам предрасполагаются к добродетели или порокам.

Содержа это в памяти, родители должны добродетельной и благочестивой жизнью на себе удержать Божие благословение и передать его своему потомству. Вы, матери, особенно должны помнить сей долг во время своего чревоношения. Удерживайтесь всяких сердечных возмущений и раздражения, сильной скорби, нечистых мыслей и желаний, всякого греха и старайтесь в это время с особенным усердием питать в себе христианские чувствования, дух смирения, любви к Богу и ближним, дух молитвы и преданности Промыслу Божию, дух истинного благочестия, чтобы вам таким образом в самой природе передавать потомству добрые качества» (15).

«Премудрость Божия, осуществляя планы Промысла своего о человечестве путем рождения и воспитания, орудием для этого предназначает жен чистых, простых, не зараженных духом мира, подобных Анне и Соломонии и прочим святым женам. Семя, иногда и не совсем дозрелое, тощее, но принятое доброю землею, проникается ее силою, оживает, облагораживается и приносит прекрасный плод. При оплодотворении нравственный субъект обыкновенно преобладает над слабейшим, или менее нравственным, и сообщает плоду собственные свои качества. Природа всегда благоприятствует той стороне, где находит избыток свежих, сродных ей сил. Так благотворно благочестие матерей в отношении к детям! Из этого видно, что удел быть матерями благонравных детей, здоровых по душе и по телу, принадлежит не тем женам, которые преданы всей суете мирской, всей рассеянности светской, коих ум отуманен, воображение распалено и кровь взволнована страстями, но которые живут по разуму, во всяком благочестии и чистоте» (16)

Благочестивая традиция всегда обязывала супругов воздерживаться от супружеских отношений в период беременности; это требование связано, прежде всего, с той нерасторжимой связью между матерью и ребенком, которая всякое душевное и телесное движение матери отпечатывает на ребенке.

Не может быть безразличным, будет ли мать ребенка в том периоде, когда жизнь ее так тесно связано с его жизнью, жить благочестиво и богобоязненно, или же легкомысленно и нечестиво, так как ее доброе или дурное душевное состояние легко может сообщаться и плоду ее тела… Всем известно, что «чадородие есть благословение Божие, данное человекам… а труд и утомление послужат тебе ко спасению, жена «спасается же чадородия ради» (1 Тим. 2, 15)» (17) Но важно понимать, что само по себе чадородие не является залогом спасения, так как жена «спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (Тим. 2, 15). И особо ощутимо это относится именно к периоду вынашивания ребенка, когда мать представляет одно целое с ребенком, и на нем глубочайшим образом отпечатываются ее состояния.

«Не родить только — дело матери: это зависит от природы, но воспитывать — дело матери, потому что это зависит от воли» (18).

Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский, оставил нам удивительное поучение. «Когда начинать это воспитание? Как должно быть оно совершаемо?» — задает он вопрос, и отвечает: «Обязанность воспитывать детей возлагается на родителей тогда, когда супружеский союз их, как таинство, благословляется Церковью, чрез служителя алтаря, для благословенного рождения и воспитания детей.

Воспитание христианских детей должно предначинаться еще в утробе матери-христианки.Сказано об Адаме при рождении Сифа: И родил он сына по образу своему и по подобию своему. Следовательно, дети при рождении получают образ и подобие своих родителей, т.е. унаследуют от них то состояние тела и души, в котором находились родители при зачатии, которое развивается во время чревоношения и затем закрепляется или ослабляется воспитанием.

Постоянный опыт показывает, что от здоровых родителей рождаются, большею частью, и здоровые дети, от больных — болезненные или расположенные к болезням. То же должно сказать о душевных качествах, о талантах, равно и о психических недостатках, которые передаются от родителей к детям и твердо сохраняются в потомстве, если воспитание не произведет той или другой перемены.

Из сказанного усмотреть можно, сколь великая обязанность возлагается на родителей, сколь великая ответственность за детей лежит особенно на матери, и сколько требуется от нее заботы, чтобы не передать детям своим, еще во время чревоношения, каких-либо пороков и не закрепить бы их воспитанием.

Помни же, христианская мать, что плод брачного союза, носимый тобою во чреве, есть будущее чадо Божие, которое ты должна приготовить для служения Христу, сделать его достойным членом Церкви и наследником Царствия Божия!

Будь внимательна к себе и к носимому тобою во утробе твоей! Береги здоровье тела своего, чтобы не передать плоду твоему какой-либо болезни, а еще более береги непорочность души твоей, чтобы не передать младенцу какого-либо порока: чаще очищай и освящай себя св.таинствами исповеди и причащения Тела и Крови Христовой, делай это не из предосторожности только, чтобы не умереть без напутствования христианского в болезни чадорождения, а с тою благою мыслью, чтобы сие таинственное освящение сообщить и носимому тобою в себе младенцу.

Берегись от всякой страсти; от гнева, злобы, зависти, гордости, чтобы эти пороки души твоей не передать и младенцу.Берегись рассеянности, не предавайся греховным удовольствиям, не употребляй вина и других напитков до опьянения, а тем более — до бесчувствия, чтобы эти недуги не перешли и на твоего ребенка; ибо замечено, например, что идиоты, как психически больные, рождаются нередко от родителей, предающихся до безумия опьяняющим напиткам; напротив, старайся сохранять мирное, молитвенное настроение духа, чаще бывай в церкви, чаще помышляй о Боге, чтобы такое настроение духа сообщалось и имеющему родиться от тебя младенцу» (19).

О том, что образ жизни матери во время беременности, а также и во время кормления грудью накладывает глубокий отпечаток и на духовный лик будущего ребенка, хорошо знали в старину особо благочестивые матери.

Преподобный Сергий Радонежский родился в семье святых праведных родителей — Кирилла и Марии, и вот, что мы можем прочитать о его рождении (20):

«Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию, должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию.

И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным, но особенно свято хранили они заповедь Апостола: «Страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша ангелы» (Евр. 13, 2).

Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не опускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни сей блаженной четы, зато мы можем вместе с святителем Платоном сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых, похвал доброту благословеннаго древа.

Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»

Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Троицкой Лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли.

Задолго до рождения сего святого младенца дивный Промысл Божий уже дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий и святая отрасль благословенного корня. В один воскресный день его благочестивая мать пришла в церковь к Божественной литургии и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, в притворе церковном вместе с прочими женами. Началась литургия, пропели уже трисвятую песнь, и вот незадолго пред чтением святого Евангелия вдруг среди общей тишины и благоговейного молчания младенец вскрикнул у нее во чреве, так что многие обратили внимание на этот крик.

Когда начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул в другой раз, и притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви. Понятно, что мать его испугалась, а стоявшие близ нее женщины стали между собою переговариваться: что бы мог означать этот необыкновенный крик младенца?

Между тем литургия продолжалась. Священник возгласил: «Вонмем! Святая святым!» — младенец вскрикнул в третий раз, и смущенная мать едва не упала от страха, она начала плакать…. Тут ее окружили женщины, и, может быть, желая помочь ей успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: «Где же у тебя младенец? Отчего он кричит так громко?» Но Мария, в душевном волнении, обливаясь слезами, едва могла вымолвить им: «Нет у меня младенца, спросите еще у кого-нибудь».

Женщины стали озираться кругом и, не видя нигде младенца, снова пристали к Марии с тем же вопросом. Тогда она принуждена была сказать им откровенно, что на руках у нее действительно нет младенца, но она носит его во чреве.

«Как же может кричать младенец, когда он еще в утробе матери?» — возражали ей удивленные женщины. «Я и сама удивляюсь этому, — отвечала им Мария, — и нахожусь в немалом недоумении и страхе».«В наше время, — говорит святитель Московский Филарет, — свидетели подобного происшествия, вероятно, имели бы немало заботы об изыскании причины, произведшей сие необыкновенное явление. Более проницательные, может быть, осмелились бы догадываться, что молитвенный восторг благочестивой матери, в три важные периода священнодействия, сообщил необыкновенное возбуждение жизни плоду, который носила она во чреве.

Но в то время любили не столько любопытные умствования, сколько благоговейное наблюдение путей Провидения, и народ выходил из церкви, повторяя написанное в Евангелии об Иоанне Предтече: «что убо отроча сие будет?(Лк. 1, 66). Да будет над ним воля Господня!».

Всегда преданные воле Божией и внимательные к путям Провидения, Кирилл и Мария поняли указания Промысла Божия и сообразно с этими указаниями должны были вести дело воспитания дитяти. После описанного происшествия особенно мать сделалась необыкновенно внимательна к своему состоянию. Всегда имея в мыслях, что она носит во чреве младенца, который будет избранным сосудом Святаго Духа, Мария во все остальное время беременности готовилась встретить в нем будущего подвижника благочестия и воздержания, а потому и сама, подобно матери древнего судии Израильского Сампсона (Суд. 13, 4), тщательно соблюдала душу и тело в чистоте и строгом воздержании во всем.

«Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала, — как говорит святитель Платон, — чрез свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее».

Всегда благоговейная и усердная молитвенница, праведная мать теперь чувствовала особенную потребность сердца в молитве; поэтому она часто удалялась от людского взора и в тишине уединения со слезами изливала пред Богом свою горячую материнскую молитву о будущей судьбе своего младенца. «Господи! — говорила она тогда, — спаси и сохрани меня, убогую рабу Твою; спаси и соблюди и сего младенца, носимого во утробе моей, Ты бо еси — храняй младенцы Господь (Пс. 114, 5); да будет воля Твоя, Господи, на нас и буди имя Твое благословенно вовеки!»

Так в строгом посте и частой сердечной молитве пребывала богобоязненная мать святого дитяти; так и самое дитя, благословенный плод ее чрева, еще до появления своего на свет некоторым образом уже предочищался и освящался постом и молитвою.

«О родители, — замечает при повествовании о сем святитель Филарет, — если бы вы знали, сколько добра, или, напротив, сколько зла можете вы сообщить вашим детям, еще до их рождения! Вы удивились бы точности суда Божия, который благословляет детей в родителях и родителей в детях и отдает грехи отцев на чада (Числ. 14,18); и, помышляя о сем, с благоговением проходили бы служение, вверенное вам от Того, из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3,15)».

После рождения сына… мать, а потом и другие стали примечать в младенце опять нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясною пищею, то младенец не брал сосцев ее; то же повторялось, и уже без всякой причины, по средам и пятницам, так что в эти дни младенец вовсе оставался без пищи.

И это повторялось не раз, не два, а постоянно; мать, конечно, беспокоилась, думала, что дитя нездорово, советовалась с другими женщинами, которые тщательно осматривали дитя, но на нем не было приметно никаких признаков болезни — ни внутренней, ни наружной; напротив, малютка не только не плакал, но и весело смотрел на них, улыбался и играл ручками… Наконец обратили внимание па время, когда младенец не принимал сосцев матерних, и тогда все убедились, что в этом детском посте «ознаменовались, как выражается святитель Филарет, предшествовавшие расположения матери и проявлялись семена будущих его расположений».

Возращенный постом во чреве матери, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И мать действительно стала еще строже соблюдать пост: она совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после того питался молоком матери.

Однажды Мария отдала младенца на руки другой женщине, чтобы та покормила его своею грудью, но дитя не захотело взять сосцев чужой матери; то же самое было с другими кормилицами… «Добрая отрасль доброго корня, — говорит блаженный Епифаний, — питалась только чистым млеком родившей его.

Так сей младенец от чрева матери познавал Бога, в самых пеленах поучался истине, в самой колыбели привык к посту и вместе с молоком матери навыкал воздержанию…. Будучи по естеству еще младенцем, он выше естества уже предначинал пощение; с младенчества он был питомец чистоты, питаемый не столько млеком, сколько благочестием, и предызбранный Богом еще до рождения».

«Многие матери, — замечает по сему случаю святитель Платон, — не почитают важным делом кормить дитя своею грудью, но на самом деле это очень важно. Для чего же Творец естества наполняет молоком сосцы матерние, если не для того, чтобы приготовить в них для младенца питательную пищу? А с этою пищею, то есть с молоком, вливаются в младенца его будущие склонности и нравы».

«Чужое молоко, — рассуждает в одном месте святитель Димитрий Ростовский, — не так полезно для младенца, как молоко его родной матери. Если кормилица больна, то будет больное и дитя; если она гневлива, невоздержна, сварлива, таково же будет и дитя, которое она кормит.

Дитя, воспитанное чужим, не матерним млеком, не будет иметь к матери такой любви и привязанности, какую имеют дети, вскормленные ее собственным млеком. Да пристыдят таких матерей бессловесные животные: ни одно из них не доверяет другому питать собственных детей» (21).

Таким образом, воспитание ребенка начинается задолго до рождения. В самой народной традиции беременной женщине предписывались необходимые внутренние состояния и внешние действия. Например, считалось, что женщина не должна нежить себя излишним сном, валяясь в постели, «вялостью и бездельем».

Занимаясь делами и выполнением работ, она должна быть бодрой, по возможности быстрой и веселой, «ведь какою она бывает тогда сама, такого характера она родит ребенка» (22).

В-четвертых, важная роль в пренатальном воспитании отводится также близким беременной женщины.Сознавая, какая ответственность лежит на беременной женщине, близкие по возможности должны ей помогать.

Самая большая помощь заключается не столько в физической заботе о беременной, сколько в заботе о сохранении ее душевного мира.Помимо всего прочего, беременной полагается тщательно беречься от слышания сквернословия, и тем более, не произносить бранных слов самой.

В современном мире это требование становится особенно актуальным. В свете последних научных открытий обнаруживается объективная необходимость тщательно придерживаться этого правила. Оказывается, сквернословие, брань, и, особенно, нецензурные выражения, прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК (23).

Святитель Феофан Затворник, говоря об обязанностях мужа (24), особо отмечает, что муж, как глава семьи, должен заботиться о жене с «сильной любовью», быть терпеливым, снисходительным, «неисправимое же в теле или нраве снося благодушно и благочестно».

В-пятых, само рождение, как одно из самых серьезных переживаний, с которым сталкивается в своей жизни человек, также влияет на его жизнь и развитие.Рождение и воспитание чад в страхе Божием есть такое средство, каким каждая жена может действовать во спасение не только своё, но и других — целых семейств и обществ, (25) — поучает нас св. Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский.

Примечания:

  1. Хотя в акушерстве и неонатологии этот период сужен: по классификации ВОЗ он начинается с 22-ой недели беременности, включает период родов и заканчивается через 168 часов (7 суток) после рождения.
  2. В основном речь идет о становлении основных психических процессов и базовых личностных структур.
  3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., «Самшит- издат», 2003. С.191.
  4. Н.В. Маслов. Основы русской педагогики. М., Самшит-издат», 2007. С. 136.
  5. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. Книга вторая. Слово XXVII. «О воспитании детей». СПб., 1906. С. 717, 720-721.
  6. Святитель Филарет Московский. Слова и речи. T.III, Беседа 74 «О благословенном рождении детей». 1828. С..537.
  7. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Евангельское злато. Беседы на Евангелие. Гл.8. «За своих детей дадите ответ перед Богом» (Мф.18,10)
  8. Святитель Филарет Московский. Слова и речи. T.III, Беседа 74 «О благословенном рождении детей». 1828. С.537.
  9. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Т.2, ч.7 Христианское воспитание детей. Раздел «Связь детей и родителей». Гл.2 «Дети и родители — одно целое.»
  10. Святитель Филарет Московский. Слова и речи. T.III, Беседа 74 «О благословенном рождении детей». 1828. С. 537.
  11. Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Из-во «Правило веры». М., 2010. С..652.12. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению., М., Благовест. 2002. С.27.13. Иеромонах Порфирий (Левашов). О воспитании девиц в духе истинно христианском. М., Самшит-издат. 2005. С..37.14. Там же. С.17.
  12. Протоиерей А. Рождественский. СПб., 1902.
  13. Иеромонах Порфирий (Левашов). О воспитании девиц в духе истинно христианском. М., Самщит-издат. 2005. С.37.
  14. Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария. Из-ние Козельской Введенскоой Оптиной пустыни. М., 1862. Письма к мирским особам. Письмо 142.
  15. Симфония по творениям Святителя Иоанна Златоуста. Даръ. М., 2008. С.233.
  16. Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений) Макария, митрополита Московского и Коломенского за все время его служения в архиерейском сане (1884- 1913 гг.). Сергиев Посад. 1914.. Раздел 1. Беседа 4.
  17. Иеромонах. Никон (Рождественский). Житие Преподобного Сергия Радонежского.
  18. Иеромонах. Никон (Рождественский). Житие Преподобного Сергия Радонежского
  19. Золотые зерна мудрости. Книга 3-я, составитель Шатров П.К. Раздел Мать.
  20. В институте квантовой генетики кандидат биологических наук П.П. Горяев и кандидат технических наук Г.Т. Тертышный проводили исследования, которые позволили создать аппарат, переводящий человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем прослеживали, как эти колебания влияют на молекулы наследственности — ДНК. С помощью этой современной технологии стало возможным проверить, как отражаются на живом организме разные слова. Так было доказано, что бранные слова «взрываются» в генетическом аппарате человека, вследствие чего происходят мутации, которые поколение за поколением ведут громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК.Не только бранная, но и искаженная речь губительна, так как ДНК воспринимает речь и ее смысл. Волновые «уши» ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания. При этом для ДНК не имеет значения, является ли собеседник живым человеком или телевизионным героем. Важно, что бранные слова, особенно нецензурные выражения, разрушает хромосомы, в которых содержится до 99% ДНК. Таким образом повреждается ядро клетки, а изменением ядра меняется качество клетки тела человека. Отсюда болезни физические и психические.Молекулы наследственности получают и акустическую, и световую информацию: молчаливое чтение доходит до клеточных ядер по электромагнитным каналам. Один текст оздоравливает наследственность, а другой ее травмирует. Молитвенные слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата.
  21. Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Из-во «Правило веры». М., 2010. С.650.
  22. Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800-1857). Беседы на Рождество Христово. Беседа в неделю Святых отец.

Цит. по кн.: Н.В. Маслов
президента Фонда святого благоверного князя Александра Невского,
ректора Московской педагогической академии,
доктора педагогических наук.
«Духовные и нравственные основы образования и воспитания».
М., 2012, с. 89-96

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.