Подобает со всякою осторожностью блюсти сердце свое

Статья
«Подобает со всякою осторожностью блюсти сердце свое…» Святитель Иоанн Златоуст (†407) 13/26 ноября

Милостыня и благотворения

Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас.


Вода имеет свойство отмывать грязь с тела, а милостыня — уничтожать
нечистоты душевные.


Невозможно, решительно невозможно без милостыни достигнуть даже
только врат Царствия Небесного.


Великое дело — человек, и драгоценное — человек милостивый.


Если ты подаешь хлеб с печальным сердцем, то ты потерял и хлеб, и
награду.


Прежде отстань от хищения, а потом подавай милостыню. Уклонися от
зла, и сотвори благо (Пс. 36, 27).


Ужели истощится твое богатство, если ты подашь милостыню? Оно не
только не истощится, но к нему присовокупятся и блага небесные.

Гнев
Порочность воды — горечь, порочность тела — болезнь, порочность души
— злоба.


Делающий зло не знает любви, не знает и Бога.


Если б человек разгневанный мог видеть себя во время своего гнева, то он
уже не имел бы нужды ни в каком другом увещании, потому что нет ничего
неприятнее лица раздраженного.


Где злоба и гнев, туда не прилетает дух кротости.


Весь гнев обращай на диавола — он один твой непримиримый враг, а
человек, чтобы ни делал, всегда друг и брат наш.

Святитель Иоанн Златоуст


Осуждение, клевета

Обратим язык наш к благословению. Будем каждый день разбирать
собственную жизнь и предоставим судить о жизни других Тому, Кто в
точности знает тайное.


Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только
криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит.


Если хочешь испытывать дела других, то рассматривай добрые дела их, а
не злые.


Я приказываю тебе не судить человека не потому, что действия его не
заслуживают осуждения, но потому, что он чужой раб, не твой, а Божий.


Всякий падает, когда Бог его не укрепит; без помощи Божией стоять не
можем.


Не только поносить ближнего, но и слушать поносителей его не должно.
Мы себя бесчестим, когда черним честь других.


Осуждая ближнего, ты сделал худшим и того, кто тебя слышал.


Клеветники подобны мухам: как мухи летят на чужие раны, так
клеветники проискивают чужих погрешностей, дабы разгласить оные.

Кротость

Ничего так не доставляет душе спокойствия и тишины, как кротость и
смиренномудрие.


Кто обижается, когда говорят о нем худо, тот этим доказывает, что
сознается в справедливости о нем сказанного, а кто смеется — исправляет
всякое о себе подозрение в присутствующих.


Мы не тогда должны скорбеть, когда слышим злословие о себе, но тогда,
когда оно справедливо.

Прощение обид и любовь к врагам

Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог
вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды.


Итак, не нападай на лежащего, но жалей о нем; если ты исполняешь заповедь
о любви ко врагам, то пребываешь с Богом, если же оставляешь ее, то с
мытарями.


Будем снисходительны к своим врагам, чтобы и нам таким же обрести
Бога в отношении нас.


Счастливое расположение души, когда мы любим всех! Спаситель сказал:
любите своих врагов, открывая нам тайну, как найти рай и в сем мире.

Самоукорение

Апостол Павел был до крещения хульником, гонителем, досадителем, и
хотя грехи его прощены, он укорял себя и за это по смиренномудрию.

Печаль

Спасительная печаль о грехах от неумеренности становится гибельной.
Диавол смутил Иуду, омрачил чрезмерностью печали, гнал, преследовал,
пока не довел до петли, пока не вывел из настоящей жизни и не лишил
намерения покаяться.


Как возможно, скажешь, не печалиться тому, кто потерял сына или дочь
или жену? Я не говорю не печалиться, но не печалиться без меры. В самом
деле, если мы помыслим, что их взял Бог, что муж или сын были у нас
смертные, то скоро получим утешение.


Печаль есть рана души, и должно непрестанно лечить ее словами
утешения. И не так смягчают телесную опухоль теплые воды, как унимают
боль души слова утешения.


Печаль, когда склоняется внутри, помрачает наш ум, а когда разрешится
словами молитвы и соединенными с нею слезами и выйдет изнутри вон, то
оставляет в душе великую ясность, так как в душу молящегося входит, как
некоторый луч, помощь Божия.

Самооправдание и самоугождение

Тяжел, несносен ропот, он близок к хуле. Ропот — это неблагодарность.
Ропщущий неблагодарен Богу, а неблагодарный Богу подлинно и есть
хульник.

Очищение совести

Если у тебя чиста совесть, то ты имеешь постоянно праздник, питаясь
добрыми надеждами и утешаясь упованием будущих благ.


Кто имеет добрую совесть, может постоянно праздновать, это есть
проявление радости о Духе Святе.


Как малая искра, брошенная в великую бездну морскую, исчезает, так
точно и всякая печаль, даже самая великая, приразившись к благой совести,
легко рассеивается и тотчас исчезает.

Очищение ума и сердца

Дал Бог для разума врожденный закон как бы кормчего для корабля, как
всадника для коня.


Подобает со всякою осторожностью блюсти сердце свое, чтобы не
потерять как-нибудь мысль о Боге или не осквернить память чудес Его
суетными помышлениями, но путем постоянного и честного памятования
иметь святую мысль о Боге, отпечатленную в душах наших, как бы
неизгладимую печать любви усыновления и единения любящего с Любимым
Богом.

Журнал «Русский инок»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.