Милостыня и благотворения
Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас.
Вода имеет свойство отмывать грязь с тела, а милостыня — уничтожать
нечистоты душевные.
Невозможно, решительно невозможно без милостыни достигнуть даже
только врат Царствия Небесного.
Великое дело — человек, и драгоценное — человек милостивый.
Если ты подаешь хлеб с печальным сердцем, то ты потерял и хлеб, и
награду.
Прежде отстань от хищения, а потом подавай милостыню. Уклонися от
зла, и сотвори благо (Пс. 36, 27).
Ужели истощится твое богатство, если ты подашь милостыню? Оно не
только не истощится, но к нему присовокупятся и блага небесные.
Гнев
Порочность воды — горечь, порочность тела — болезнь, порочность души
— злоба.
Делающий зло не знает любви, не знает и Бога.
Если б человек разгневанный мог видеть себя во время своего гнева, то он
уже не имел бы нужды ни в каком другом увещании, потому что нет ничего
неприятнее лица раздраженного.
Где злоба и гнев, туда не прилетает дух кротости.
Весь гнев обращай на диавола — он один твой непримиримый враг, а
человек, чтобы ни делал, всегда друг и брат наш.
Осуждение, клевета
Обратим язык наш к благословению. Будем каждый день разбирать
собственную жизнь и предоставим судить о жизни других Тому, Кто в
точности знает тайное.
Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только
криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит.
Если хочешь испытывать дела других, то рассматривай добрые дела их, а
не злые.
Я приказываю тебе не судить человека не потому, что действия его не
заслуживают осуждения, но потому, что он чужой раб, не твой, а Божий.
Всякий падает, когда Бог его не укрепит; без помощи Божией стоять не
можем.
Не только поносить ближнего, но и слушать поносителей его не должно.
Мы себя бесчестим, когда черним честь других.
Осуждая ближнего, ты сделал худшим и того, кто тебя слышал.
Клеветники подобны мухам: как мухи летят на чужие раны, так
клеветники проискивают чужих погрешностей, дабы разгласить оные.
Кротость
Ничего так не доставляет душе спокойствия и тишины, как кротость и
смиренномудрие.
Кто обижается, когда говорят о нем худо, тот этим доказывает, что
сознается в справедливости о нем сказанного, а кто смеется — исправляет
всякое о себе подозрение в присутствующих.
Мы не тогда должны скорбеть, когда слышим злословие о себе, но тогда,
когда оно справедливо.
Прощение обид и любовь к врагам
Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог
вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды.
Итак, не нападай на лежащего, но жалей о нем; если ты исполняешь заповедь
о любви ко врагам, то пребываешь с Богом, если же оставляешь ее, то с
мытарями.
Будем снисходительны к своим врагам, чтобы и нам таким же обрести
Бога в отношении нас.
Счастливое расположение души, когда мы любим всех! Спаситель сказал:
любите своих врагов, открывая нам тайну, как найти рай и в сем мире.
Самоукорение
Апостол Павел был до крещения хульником, гонителем, досадителем, и
хотя грехи его прощены, он укорял себя и за это по смиренномудрию.
Печаль
Спасительная печаль о грехах от неумеренности становится гибельной.
Диавол смутил Иуду, омрачил чрезмерностью печали, гнал, преследовал,
пока не довел до петли, пока не вывел из настоящей жизни и не лишил
намерения покаяться.
Как возможно, скажешь, не печалиться тому, кто потерял сына или дочь
или жену? Я не говорю не печалиться, но не печалиться без меры. В самом
деле, если мы помыслим, что их взял Бог, что муж или сын были у нас
смертные, то скоро получим утешение.
Печаль есть рана души, и должно непрестанно лечить ее словами
утешения. И не так смягчают телесную опухоль теплые воды, как унимают
боль души слова утешения.
Печаль, когда склоняется внутри, помрачает наш ум, а когда разрешится
словами молитвы и соединенными с нею слезами и выйдет изнутри вон, то
оставляет в душе великую ясность, так как в душу молящегося входит, как
некоторый луч, помощь Божия.
Самооправдание и самоугождение
Тяжел, несносен ропот, он близок к хуле. Ропот — это неблагодарность.
Ропщущий неблагодарен Богу, а неблагодарный Богу подлинно и есть
хульник.
Очищение совести
Если у тебя чиста совесть, то ты имеешь постоянно праздник, питаясь
добрыми надеждами и утешаясь упованием будущих благ.
Кто имеет добрую совесть, может постоянно праздновать, это есть
проявление радости о Духе Святе.
Как малая искра, брошенная в великую бездну морскую, исчезает, так
точно и всякая печаль, даже самая великая, приразившись к благой совести,
легко рассеивается и тотчас исчезает.
Очищение ума и сердца
Дал Бог для разума врожденный закон как бы кормчего для корабля, как
всадника для коня.
Подобает со всякою осторожностью блюсти сердце свое, чтобы не
потерять как-нибудь мысль о Боге или не осквернить память чудес Его
суетными помышлениями, но путем постоянного и честного памятования
иметь святую мысль о Боге, отпечатленную в душах наших, как бы
неизгладимую печать любви усыновления и единения любящего с Любимым
Богом.
Журнал «Русский инок»