Понятие совести в произведениях русских писателей

Статья

В наши дни все большее внимание педагогов привлекает история русского
монашества, поскольку она является историей успехов православного
воспитания.

Педагогические аспекты деятельности монастырей раскрыты в трудах
схиархимандрита Иоанна (Маслова), причем принципы, формы и методы
монастырской педагогики рассматриваются на конкретных примерах. Так,
отец Иоанн пишет о великом значении Оптиной пустыни в духовной жизни
русского народа. Один из богомудрых старцев-педагогов, настоятель
Оптиной пустыни в течение 40 лет (с 1822 по 1862 гг.) схиархимандрит
Моисей (Путилов), врачевал души вверенных ему насельников, используя,
если вдуматься, такие средства и приемы, которые вполне может применять
современный учитель.

Прежде всего, он обращался к совести человека, приучал каждого все
делать по совести. К сожалению, некоторые наши современники, в том числе
и педагоги, считают, что совесть постепенно уходит из жизни, что совесть
сейчас мало у кого есть. Это абсолютно неверно, так как совесть — голос Бога
в человеке, и мы сами виноваты в том, что не обращаемся к совести молодых
людей, переставая ее будить.

Читая с ребятами русскую классику, на примере очень многих
литературных героев можно показать, какой огромной движущей силой в
человеке является совесть, как соперничает с ним в тех случаях, когда
человек уходит в сторону от исполнения закона Божьего, заповедей Божиих.
Когда уклоняется в сторону греха…


Вспомним «Преступление и наказание» Достоевского. В Раскольникове
автор сосредоточил основные отрицательные черты его современников:
самоуверенность, стремление создать новое, отбросив старое и вечное. Им не
нужны старые принципы, представления о нравственности, основанные на
Заповедях Божиих.

Отвергая Творца, люди обожествляют себя — это неизбежно. Как уродливо то,
что они пытаются выдумать, напрягая свой «лжеименный разум»,
Достоевский показывает на одной из выдвинутых ими теорий — теории
Раскольникова. «Все дозволено» — и можно разрушать настоящее «во имя
лучшего», можно изменять мир, чтобы вести его к «цели».

Только умей переступить, не будь тварью дрожащей. Не каждый может, а если ты можешь возьми это право, моральное право, даже на преступление. Здесь необходимо обратить внимание учеников на эти общие слова: «во имя лучшего» и «к цели». Что значит «лучшее», какое «лучшее»? Имеется в виду прогресс? Научно-технический — да, но стали ли лучше люди, постепенно забывающие Бога и увлекающиеся нововведениями и открытиями? Нет
пользы, кроме пользы нравственной. Только исходя из этого, можно действительно принести добро людям. Нарушая всеобщий нравственный закон, каким и являются Заповеди Божии, ты приносишь только вред — себе и другим, что и случилось с Раскольниковым.

Об истинной же цели человеческой жизни вместе с потерей веры этот
герой и подобные ему люди потеряли представление, их можно назвать
«слепыми вождями слепых». Цель человеческой жизни — спасение, и поймет
это измученный, глубоко несчастный герой только с помощью Сони, у
которой, как мы знаем, Раскольников попросил в самом конце романа
Евангелие.

Что же происходит с главным героем романа в этом промежутке — от
создания теории и составления конкретного плана действий, главным из
которых является убийство и ограбление, и осознанием содеянного, а также
изменением взглядов на жизнь, на мир, на самого себя?

Весь этот промежуток — невыносимые муки совести, доводящие
Раскольникова до всего самого страшного и несвойственного ему раньше —
до ненависти к горячо любимым сестре и матери, до самой настоящей
душевной болезни, до желания самоубийства (был и такой миг — эпизод на
мосту, когда он вдруг четко осознал, что преступлением отрезал себя от
людей, как ножницами. В один момент перечеркнул всю свою предыдущую
жизнь и с головой окунулся во мрак и тьму другой жизни Все это ему
продиктовала его совесть, заложенная раз и навсегда в душу каждого
человека Богом.

А Соня? Почему Соня полностью убеждена в том, что на путь спасения
можно наставить даже самого испорченного человека и грешника? Да потому
что у каждого есть совесть. Ей было очень трудно, но христианская любовь и
терпение помогли е пробудить совесть Раскольникова, который никак не мог
раскаяться.

Отец Моисей Путилов, настоятель От тиной пустыни, о котором
говорилось в самом начале, тоже считал, что ни при каких обстоятельствах
нельзя сомневаться в возможности исправления любого человек так как
многие, по его словам, из буйных делались кроткими, из пьяниц
трезвенниками, из блудников целомудренными прочее. Мы же нередко
считаем трудного ученика неисправимым, потерявшим совесть. Но ее
невозможно совсем потерять. Терпения, любви, мудрости, безгневия
самоукорения, которые были у отца Моисея, у нас не хватает, чтобы
пробудить совесть каждого, вверенного нам Богом ученика. Мы же только
свои немощи благодушно переносим, а недостатки других возмущают и
отвращают нас. А сами-то какие? Редко задаем мы себе этот вопрос. Значит,
и в нас, учителях, не всегда говорит совесть, она дремлет, спит, и как еще
много требуется работы над собой нам, педагогам, что в переводе означает
«детоводителям».

У детей обязательно должны быть еде ланы выписки из «Симфонии» в
тетрад «Крупицы духовной мудрости»:

Бог насадил в душу совесть, как некое правило руководства.
Совесть есть голос Божий, отвращающий от зла.
Совесть, как и слово Божие, обличает грехи.
Совесть, как и Закон Божий, ведет человека к жизни непорочной.
Совесть есть книга всех дел человека.
Совесть иногда спит, но, проснувшись, будет мучить за грехи.
Где чистая совесть, там Радость и Вера.
Чистая совесть есть признак красоты души.
Всякое дело необходимо согласовать с совестью, а затем делать.
Совесть встает против грехов.
Совесть терзает за грехи.
Совесть, когда чистая, то замечает и мелкие грехи.

К этим простым истинам мы можем обращаться в различные моменты и
объяснять трудные ситуации, встречающиеся в жизни и в литературных
произведениях, так как эти истины — непререкаемые.

А вот примеры незапятнанной совести, которые мы можем показать
ребятам, читая с ними русскую классику. Это пушкинские герои Маша
Миронова и Петруша Гринев из «Капитанской дочки».

«Чистая совесть есть признак красоты души», — читаем мы в «Симфонии».
И эти слова как нельзя лучше характеризуют главных героев повести.
Их глубоко верующие, православные родители воспитали своих детей по
принципу: «Береги платье сно́ву, а честь смолоду». Это благословение,
данное отцом Петру Андреевичу Гриневу. А Маше отец сказал: «Ну, Маша,
будь счастлива. Молись Богу: Он тебя не оставит».

Они жили именно так, как их благословили родители: Гринев в самых
сложных обстоятельствах жизни не запятнал своей чести. Маша, которую
Пушкин считает идеалом девушки, во всем уповая на Господа, сумела
перенести ужасные страдания и счастливо прожила жизнь.

Маша смолоду берегла свою девичью честь, незапятнанную совесть. Есть
также русское слова «совестливый», «стыдливый». Эти качества очень
соответствуют дочери капитана Миронова.

В пословице «Береги платье снову, а честь смолоду» под словом «честь»
подразумевается совесть. Честь и совесть — синонимы. Отсюда: девичья честь
и лучший женский образ русской классической литературы — это его чистота,
незапятнанная совесть. На литературных примерах это можно показать,
сравнивая 3 женских образа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Мраморная красота Элен Курагиной как бы отполирована сотнями взглядов
рассматривающих ее — так она ведет себя и держится в обществе. Одна из
моих учениц написала в сочинении: «В чем истинная красота человека?» по
роману Л. Н. Толстого «Война и мир»:

«У Элен отсутствует то ощущение греха, которое есть у героини
Толстого Наташи Ростовой. После общения с Анатолем Наташа чувствует,
что есть что-то дурное в ее общении с ним, что та преграда стыдливости,
которая есть между молодым человеком и девушкой, отсутствует в общении
с Анатолем».

Но та высокая нравственность, которая делает человека прекрасным
внутренне, та, которая основана на страхе Божием, у Наташи отсутствует. В
полной мере она раскрыта у княжны Марьи. Ее отличает покорность всем,
неосуждение, самопожертвование. Княжна очень многое терпела, извиняла
поступки людей, а себя всячески осуждала. Так, например, придирки отца
она оправдывала старостью. Княжна постоянно работала над собой, стараясь
искоренить свои недостатки. От этого душа ее становилась чище и красивее.
Княжна украшала ее добродетелями, которые нетленны».

Это цитата из сочинения. Примерно таким же может быть и разговор
учителя с десятиклассниками о красоте души этой внешне невзрачной
героини романа. Просим ребят найти строки из «Симфонии», относящиеся к
княжне Марье, открыв тетрадку «Крупицы духовной мудрости», а именно
раздел «Совесть», так как наша за- и объяснения мы с вами очень хорошо
знаем, так как дети наши живут в безбожном мире, лежащем во зле.

И следующий вопрос к ученикам: почему так счастливо сложилась
семейная жизнь княжны Марьи с Николаем Ростовым? Ответ может быть
только однозначным, так как в руках у ребят бесценный материал из
«Симфонии». Они, конечно, ответят: «Где чистая совесть, там радость и
вера».

Журнал: «Глинские чтения«

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Перейти к содержимому