Преображение Господне

Статья
6 августа/19 августа

Литургическое освещение праздника

Событие Преображения Господня на Фаворе описывается в Святом Евангелии (Мф. 17, 1-13; Лк. 9, 23-36).

Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него как в Сына Божия, и однажды на вопрос Его к ним: «Вы за кого почитаете Меня?» — апостол Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15-16). После этого Господь сразу же начал открывать ученикам Своим тайну, что Его ожидает в Иерусалиме, то есть страдания и смерть.

Прошло после этого несколько дней. Господь берет с Собой на гору Фавор помолиться «верховных учеников» Петра, Иакова и Иоанна — именно тех апостолов, которые, по выражению церковной стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его» (1), берет их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий (2).

И когда Господь молился, лик Его просиял как солнце, и одеяние Его стало бело как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставивших землю: Моисей и Илия. Они беседовали об исходе, который предлежал Христу в Иерусалиме, о конце Его земной жизни, о Его кресте и смерти.

Апостол Петр в порыве восторга от Фаворского сияния воскликнул:

«Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Не успел еще апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, а из облака раздался чудный Божественный глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5).

Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника, при этом изъясняется и глубокий его догматический и нравственный смысл.

Явившиеся преобразившемуся Господу и с ним беседовавшие «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник» (этим своим явлением) свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческого Существа Сияние, господствуяй живыми и мертвыми»; они свидетельствовали, что это есть «Творец и Исполнитель закона и пророков» (3). И был к апостолам «глас свыше Отечь, из облак шумно предсвидетельствующ и глаголющ: «Сей есть, Его же … из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой, Его же послах спасти» людей, в Троицу крещаемых и исповедающих «нераздельную державу Божества» (4).

Моисей и Илия своим явлением свидетельствуют о Божестве Спасителя. Их беседа со Христом о завершении Им спасительного подвига крестными страданиями подтверждает, что Преображение Господне «провозвещало и славное Креста ради спасительное Воскресение» (5), и избавление мира от преступления (6).

На Фаворской горе Христос Спаситель, преобразившись, показал «славу Божественного Своего зрака (образа)» (7), славу Своего Божества (8), «являя началообразныя доброты благолепие и то не всесовершенно…» (9). Удостоверяя учеников о Своем Божестве (и Богочеловечестве), Он вместе с тем и щадит их, «да не како со зраком и еже жити погубят, но якоже можаху вмещати, телесныма очима стерпяще» (10). Поэтому-то «Божества Своего (только) малу зарю обнажив» Спаситель (11), скрывая «под плотню сокровенную молнию Своего Существа и Божественного благолепия» (12).

«Создавший невидимыми руками человека по образу Своему Христос (теперь при Преображении) явил в сем создании (в человеке) первообразную красоту Свою, уже не как в образе, но каков Он Сам по существу (в блистании Божества), будучи Богом и Человеком» (13).

В Преображении уже ясно открывается тайна домостроительства Божия о нашем спасении, «превечное, сокровенное таинство» явления Сына Божия во плоти для спасения людей.

В Преображении Господь явил Свое «неизреченное смотрение, и милость, и многое милосердие», которым спас мир, «грехом погибающий» (14).

В Преображении ясно было показано обожение человеческой природы через воплощение Сына Божия. Христос Спаситель «очерневшее Адамово естество, преображься, облистати паки сотворил еси, претворив е (его) в Своего Божества славу же и светлость» (15). «Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее, изменив, просветил еси, древле естество и изменением зрака (Лица) Твоего, богосоделал (обожил) еси» (16). В ряде стихир праздника указывается, что Небесный Голос обращается ко всем носящим имя Христово: всем следует преображаться под яркими и животворящими лучами света Христова, всем следует устроить свою жизнь по заветам Христа, Его слушать («Того послушайте»).

В лице апостолов Христос Своим Преображением показывает и всем Своим последователям: «яко высотою добродетелей (жизни во Христе) облиставше, (они) и Божественной славы сподобятся» (17).

История праздника

Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне св. Андрея Критского (635-680). В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.

Предпразднство и попразднство

Праздник Преображения имеет один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершается 13 августа.

Особенности богослужения праздника

На великой вечерне поется прокимен дня или великий прокимен «Бог наш на небеси и на земли…». Великий прокимен положен в том случае, когда праздник случится в субботу. В субботу же вечером (под воскресенье) поется обычный великий прокимен — «Господь воцарися…» (18).

Когда же праздник приходится на понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, то под самый праздник на великой вечерне поется прокимен дня, а великий прокимен поется на вечерне в день праздника.

Паримии:

  1. я: Исход, гл. 24 (Моисей получает от Бога скрижали Завета).
  2. я — Исход, гл. 33-34 (Моисей молит Бога увидеть Его лицом к лицу).
  3. я — Третья книга Царств, гл. 19 (Илия идет до горы Хорив 40 дней).

На благословении хлебов — «Бог Господь» и в конце утрени — тропарь праздника, глас 7-й:

«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху (т.е. насколько они могли принять ее, видеть — архим. И.) (19); да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».

На утрени: по полиелее поется величание:

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение». После малой ектении — седален праздника. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: «Фавор и Ермон…». Евангелие

— от Луки, зач. 45-е. Псалом 50-й. «Слава»: «Всяческая днесь радости исполнишася: Христос преобразися пред ученики». «И ныне» — то же.

«Помилуй мя, Боже…» и стихира, глас 5-й: «Божества Твоего, Спасе…»

Канонов два: св. Космы Маиумского и св. Иоанна Дамаскина. Ирмосы обоих канонов по дважды. Тропари на 12. Катавасия: «Крест начертав…».

По 3-й песни — седален праздника, «Слава, и ныне» — то же.

По 6-й песни — кондак: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние» и икос.

На 9-й песни вместо «Честнейшую» поются припев и ирмос 9-й песни.

Припев: «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа» (один припев для обоих канонов). Ирмос: «Рождество (рождение) Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею (от Твоего чрева) пройде, яко Плотоносец (в человеческой плоти) явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем (поэтому) вси величаем».

По 9-й песни — светилен праздника (трижды). В конце утрени — отпуст праздника:

«Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе пред святыми Своими ученики и апостолы, Христос, истинный Бог наш…» (см. Служебник).

На литургии — антифоны праздника.

На малом входе — входный стих: «Господи, поели свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою».

Вместо «Достойно» — задостойник: «Рождество Твое нетленно явися…» с припевом. «Величай, душе моя…» (до отдания праздника).

Прокимен, глас 4-й: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи…». Апостол

— Пет., зач. 65-е. Евангелие — Мф., зач. 70-е. Причастен праздника: «Господи, во свете Лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки».

В попразднство на литургии после малого входа поется «Приидите, поклонимся» с окончанием: «Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющия Ти: Аллилуиа».

* * *

К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.

Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского

Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград — приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начатой овощей (плодов)».

Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое, таинственно- символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

Чин освящения плодов

После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи…» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш…» (в Малом и Большом Требнике), после чего при пении тропаря окропляет плоды святой водой (20). Затем — «Буди имя Господне…» и отпуст праздника.

* * *

Особенностью праздника Преображения, как и всех Господских праздников (см.: Типикон, 15 сентября), является то, что вечером в день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом и, как сказано выше, поется великий прокимен.

Примечания:

  1. Преображение, великая вечерня, 1-я стихира, на «Господи, воззвах».
  2. Там же.
  3. Преображение, великая вечерня, стихира на литии на «И ныне»; 3-я стихира на литии.
  4. Там же, 3-я стихира на литии.
  5. Преображение, великая вечерня, 1-я стиховная стихира.
  6. Там же, 1-я стихира на литии.
  7. Там же, 4-я стиховная стихира.
  8. Там же, 2-я стихира на литии.
  9. Там же, 3-я стихира на литии.
  10. Там же.
  11. Преображение, утреня, стихира по 50-м псалме.
  12. Утреня, 2-й седален по полиелеи.
  13. Утреня, 2-й канон, 5-я песнь, 2-й тропарь.
  14. Преображение, утреня, 2-я хвалитная стихира.
  15. Великая вечерня, 2-я стиховная стихира.
  16. Утреня, 1-й канон, 3-я песнь, 1-й тропарь.
  17. Великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах».
  18. См.: Богослужебные указания на 1950 год.
  19. Пояснение автора. Книга написана в то время, когда отец Иоанн (Маслов) носил сан архимандрита. «Архим.И.» — сокращенно «архимандрит Иоанн». Примем, издателей.
  20. Согласно Требнику Петра Могилы, в начале чина освящения плодов читается пса- лом 66-й. После прочтения молитвы начатки «овощей» (плодов) окропляются святой водой, при этом священник говорит: «Благословляются и освящаются овощие сие окроплением воды сея священный во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Цит. по: Схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Лекции по литургике.
М.,2002.С.166-172

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.