Преподобный Серафим Глинский

Статья
Серафим (Амелин), Глинский, схиархимандрит, настоятель (1943-1958) Память 5/18 октября и 9/22 сентября

Преподобный Серафим (Амелин, 1874-1958) ‒ глинский старец, пришедший
в пустынь в 1893 году. Прославился крайней воздержанностью в речи и
стяжанием внутреннего мира Христова. Был начальником иконописной
мастерской, ризничим, казначеем. После закрытия обители жил в миру, но в
1942 году вернулся и с 1943 по 1958 год был настоятелем, восстановив
монастырь в крайне трудных условиях. Сумел возродить традицию строгой и
благодатной жизни обители, старческого руководства новоначальных
иноков.


Преподобный Серафим (Амелин), в миру Симеон († 18 окт. 1958 г.). Родился
в благочестивой крестьянской семье в деревне Соломино Фатежского уезда
Курской губернии (1874).


В Глинскую пустынь пришел в 1893 г. В 1899 г. был пострижен в рясофор, в
1904 г. — в мантию (с именем Серафим). Немногословный еще до пострига,
он впоследствии стал еще более воздержан в речи, усвоив от старцев, что
умение следить за каждым своим высказыванием есть одно из средств
научиться трезвению и внутреннему нерассеянному предстоянию перед
Богом; как плод о. Серафим рано стяжал тот внутренний мир Христов, к
которому так усердно стремятся все истинные подвижники.

Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин). 1957 г.
С 1899 г. о. Серафим трудился в иконописной мастерской, спустя короткое
время был назначен ее начальником. В 1913 г. подвижник был рукоположен
в иеродиакона, в 1917 г. — в иеромонаха и получил послушание ризничего,
во время революции тайно принял схиму, с 1919 г. нес послушание казначея.

Наставники Глинской пустыни: иеросхимонах Серафим (Романцов), схиархимандрит
Серафим (Амелин), схиигумен Андроник (Лукаш) (слева направо)

После закрытия пустыни о. Серафим жил в с. Ковенки, где занимался
столярно-слесарными работами; в 1941 г. — служил в открывшемся
приходском храме села, в 1942 г. возвратился в пустынь, в 1943–1958 гг. был
ее настоятелем. В крайне трудных условиях того времени (война и
послевоенная разруха, богоборческая государственная идеология СССР) он
сумел не только наладить быт изувеченного монастыря, но главное —
восстановить традицию строгой и благодатной жизни обители, старческого
руководства новоначальных иноков. Глубоко уважаемый и любимый
братией, преподобный Серафим воплощал в себе образ мира и тишины;
вместе с тем, он был зорким и бдительным отцом, от взгляда которого не
укрывалось ничто, требующее пастырского внимания и руководства.

Настоятель схиархимандрит Серафим (Амелин) в храме Глинской пустыни. 1957 г.

Настоятель схиархимандрит Серафим (Амелин) в храме Глинской пустыни. 1957 г.

Поучения преподобного Серафима

(Источник: Православный церковный Глинский календарь 1997-2011 гг.)

● В келлии его на письменном столе всегда лежала записка с изречением
одного из Киево-Печерских подвижников:
«Укоризну пейте как воду».
«Аще ты постник еси и без сна пребываеши, но овой укоризны не перенес, то
не узриши спасения».

● Когда на богослужении, выходя из Царских врат, о Серафим произносил
краткие слова «Мир всем», то, проникая в души молящихся, эти слова
способствовали не только их духовному возрождению, но изливались на всех
их близких и родных. Людям открывалось, что Православная Церковь не
только хранит божественное наследие мира Христова, но и непрестанно
раздает его всем в нее входящим.

● Ходил он и по келлиям. Увидев однажды, как молодой послушник лег на
кровать в валенках, сказал: «Ты зачем на чистую постель в валенцах улегся?».
– Так он поучал, чтобы во всем совесть монахи блюли, даже и в отношении к
вещам.

● О Серафим учил братий быть внимательными, жить в благочестии, волю
свою не творить, а иметь полное послушание.
Его опытному взору были открыты все духовные нужды братии. Например,
однажды он вызвал к себе в келлию молодого ревностного монаха, который
так сильно постился, что даже заболел. Был Петров пост, а отец настоятель
налил ему полный стакан кефира и велел пить. Из послушания монах выпил,
хотя никогда в жизни не нарушал поста. Тогда о. Серафим сказал ему: «Вот
так, и не перегибай палку!» — Мудро удерживал он молодых подвижников от
непомерных подвигов.

● После смерти глубокочтимый старец не оставил своих чад. Так, он
неоднократно в облачении являлся во сне одному ревностному молодому
Глинскому монаху, поучал его, как надо жить в монашестве, учил
умеренности в подвиге.

Полное жизнеописание преподобного Серафима читайте в книге схиархимандрита Иоанна
(Маслова) «Глинский патерик». М., 2019. С. 449-462

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.