Программа воспитания cвятителя Феофана Затворника

Статья

Чего хотят воспитывающие? Хотят просветить ум и образовать сердце
питомцев. Где же прочные основы и действенные орудия к тому и другому?
Отвечаю решительно: нигде, как в Господе нашем Иисусе Христе, Иже бысть
нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление (1 Кор. 1, 30),
то есть во святой вере, Им дарованной, со всеми спасительными ее
учреждениями.

Что значит просветить ум? Значит — напечатлеть в нем здравые понятия о
всем сущем и бывающем, именно, понятия о том, что есть Бог, какие Его
свойства, в какое отношение благоволил Он поставить Себя к миру и к нам;
что такое мир сей, откуда он, чем держится и куда ведется; что мы сами, зачем
мы здесь, на этой земле, что значит это полусветлое и полумрачное наше
состояние, что ожидает нас в будущем и прочее. Совокупность таких познаний
и составляет мудрость, которой всегда так деятельно искал и ищет человек. И
кто знает все это истинно, тот не несправедливо именуется просвещенным, как
видящий все в ясном свете.

Что ж остается просветителям ума? Не изобретать, а брать уже готовые Божественные истины и напечатлевать их в умах детей.

Надо заметить, что эти понятия суть ответы на беспокоящие наш ум вопросы.
Нет человека, которого бы они не тревожили, и нет такого, который не решал
бы их тем или другим образом. Но настоящее, самое успокоительное и самое
верное их решение содержится в Откровении Иисус-Христове и преподается
Святою Церковию. По учению ее, Бог есть Дух всесовершенный, единый по
существу и троичный в лицах, Творец мира и Промыслитель всяческих; мир
есть творение Божие, единым словом Всемогущего воззванное к бытию и
содержимое глаголом силы Его, скрепленное во всем неизменными законами,
во всякое мгновение по воле Божией готовыми покориться и покоряющимися;
человек есть разумная тварь, полная совершенства вначале, потом падшая и
расстроившаяся, ныне восстановляемая Господом Иисусом Христом во
Святой Церкви благодатию Святого Духа и, наконец, имеющая явиться в
новой славе в будущий век за веру и труд доброделания и прочее.

Какие светлые, возвышенные и плодотворные понятия! И напрасно ум
берется решать их, еще и сам собою. Опыты его решений до пришествия в мир
Христа Спасителя и теперешние опыты на Западе между теми, которые
свергли с себя благое иго покорности слову неложного Бога, осязательно
убеждают, как слаб он в этом отношении, как сроднее ему в этом случае, равно
как и во многом другом, оставаться навсегда учеником и не дерзать восходить
на учительскую кафедру, потому-то у нас весьма основательно и разумно
отвергаются все его бредни. Что ж остается просветителям ума? Не
изобретать, а брать уже готовые Божественные истины и напечатлевать их в
умах детей и потом на них, как на основаниях, построевать все здание ведения,
или всю совокупность наук. Какую твердость, какое мужество приобретает ум,
просвещенный таким образом! Как прочна в нем вся сумма познаний,
проникнутая единым духом и единым началом!

Что значит образовать сердце? Значит — возбудить сокрытые в естестве
нашем требования, преобразовать чувства и расположения, воз- весть в начала
и правила жизни, чтобы потом о всяком обладающем ими можно было сказать:
«Вот совершенный человек!» Как же это сделать?

Не все надобно развивать, а иное развивать, иное же подавлять и искоренять.

Учитель гимназии 19 века в России

Многим кажется достаточным для этого — развивать: развивай, говорят,
природу. Как из семени, прозябшего и раскрывшегося, выходит растение или
дерево, совершенное в своем роде, так и человек выйдет совершенным, если
развить все сокрытое в естестве его. По видимому что может быть разумнее и
основательнее такого положения? А выходит совсем не то, что чается.
Например, развивая эстетическую сторону, окружают питомца изящными
предметами и самого приучают к искусствам. Мало-помалу раскрывается
вкус, но вместе с тем показываются и разного рода похотствования, и притом
в формах весьма не изящных. Чтобы приучить себя держать с достоинством,
вводят питомца в общество и открывают ему все приемы приличного
обхождения. В некоторой мере цель достигается, но вместе с тем внедряется
гордость, спесь, своенравие, неприступность, презорство к низшим и низость
пред высшими. Приучают и к разного рода предприимчивости и деятельности,
и в этом бывает успех, но не с меньшим успехом вырастают корыстность,
интересанство и безжалостность. Так и во всем. Что ж это значит? Не доброе
ли семя сеется, отчего же плевелы? Оттого что семя естества нашего
повреждено падением и много привилось к нему неестественного и
противоестественного, что, однако ж, наряду с удовлетворение, прикрываясь
видом естественности. Оттого там, где без разбора развивают все, что ни
находят в человеке, вместе с сродным ему, развивают и несродное, и в естестве
нашем является много паразитов, которые нередко заглушают и иссушают
естественные ветви.

Семейное чтение

Значит, не все надобно развивать, а иное развивать, иное же подавлять и
искоренять. Так вот в чем вся трудность воспитания и образования! Нет у нас
очей или зрительных орудий, чтобы различать тонкие, сплетшиеся нити
естественного и неестественного, а если б и была возможность различить, то
нет орудия или анатомического ножа для отделения одного от другого. Но
если б это и было — нет сил подкрепить и оживить сродное и заглушить
несродное нам. Стало быть, пока мы одни, с своими только средствами, то
нельзя ожидать прочного успеха в образовании сердца. Здесь-то
осмотрительный воспитатель и чувствует крайнюю нужду в
сверхъестественной помощи. И она готова — в Церкви Божией и святых ее
таинствах и всех освятительных учреждениях. Божественная благодать,
сообщаемая и возгреваемая ими, проникая внутрь нас, разделяет сродное нам
от несродного и, соединяясь с первым, укрепляет его и оживляет, а отревая
(отметая. — Ред.) последнее, иссушает его и истребляет. Потому-то кто растет
под действием их, тот без особенных усилий со стороны родителей или
воспитателей, кроме неизбежных предостережений, является по вступлении
на поприще деятельности с чувствами и расположениями чисто
человеческими, или, что то же, истинно христианскими, без примеси
уродливых неестественностей, унижающих человечество. Таким образом,
если желают обладать сильными действительными средствами к образованию
сердца, пусть держат воспитываемых под действием спасительных таинств
Церкви и всех освятительных ее чинопоследований — и труд их увенчается
полным успехом. Пусть не отчуждают детей от Церкви и церковности, от
молитвований, постов, говения, исповеди и причащения, хранения праздников
и посещения святынь — тогда можно быть уверенным, что по окончании курса
воспитания душа питомцев, как дева чистая, будет представлена Христу
уготованною на всякое дело благое.

Вот и вся программа воспитания! Напечатлевать истины веры в уме, поставляя
их распорядителями всех других познаний и понятий, и вести питомцев
неуклонно по указанию попечительной нашей матери-Церкви, и выйдут дети,
крепкие умом и добрые сердцем, добрые добротою прочною и
непоколебимою. Где в какой-либо отрасли познания допускаются понятия,
противные истинам веры, там омрачают ум воспитываемых и обессиливают
его примесью лжи, а где сверх того каким-нибудь образом отчуждают от
Церкви, там портят и сердце, дозволяя раскрываться в нем и крепнуть
противоестественным страстным чувствам и расположениям.

Если желают обладать сильными действительными средствами к образованию сердца, пусть держат воспитываемых под действием спасительных таинств Церкви и всех освятительных ее чинопоследований — и труд их увенчается полным успехом.

Источник: Журнал «Глинские чтения»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.