8/21 сентября
Событие праздника, его смысл и значение
Житийное сказание о Рождестве Пресвятой Богородицы
Пречистая Богородица Мария родилась в Галилейском городе Назарете и по линии отца происходила из царского рода, по матери — из рода архиерейского.
Отец Ее, святой и праведный Иоаким, происходил от Нафана, сына Давидова. Нафан родил Левия, Левий родил Мелхия и Панфира, Панфир родил Варпанфира. Варпанфир родил Иоакима —отца Пресвятой Богородицы. Супруга Иоакима —Анна происходила из рода Аарона и была младшей дочерью священника Матфана (1).
Матфан имел трех дочерей: Марию, Совию и Анну. Мария, выйдя замуж, родила Саломию, мать апостола Иоанна Богослова. Совия в замужестве родила Елисавету — мать Иоанна Предтечи, святая Анна была матерью Пресвятой Богородицы (2).
Супруги Иоаким и Анна обладали и вещественным богатством, состоявшим преимущественно из крупного и мелкого скота, и богатством добродетелей. Они жили непорочно, во всем следуя заповедям Господним. На каждый праздник святая супружеская чета имела обыкновение выделять часть имения для раздачи бедным и часть жертвовала на храм для церковных нужд. За исключительное благочестие Господь удостоил Иоакима и Анну быть родителями Божией Матери. Но этого счастья они удостоились лишь в конце своей земной праведной жизни. Проходил уже пятидесятый год их совместной супружеской жизни — Анна же продолжала оставаться неплодной. Оба супруга в душевной горести не переставали умолять Бога о даровании им чада.
В один великий праздник Иоаким, по обыкновению, принес в Иерусалимский храм богатые дары. И каково было его огорчение, когда первосвященник того времени Иссахар не захотел принять его даров. Укоряя за неплодие Иоакима, он говорил ему: «Твоих даров не следует и принимать, так как ты бесчаден. Из-за каких-то тайных грехов ты не имеешь Божьего благословения».
Подобно первосвященнику, на Иоакима тогда же обрушился с укорами некий еврей из колена Рувимова, говоря: «Зачем ты спешишь прежде меня приносить дар Богу? Разве ты не сознаешь того, что недостоин с нами прино- сить даров, поскольку ты не оставил семени во Израиле?».
Услышанные упреки до глубины души опечалили и уязвили Иоакима. Крайне скорбный, он вышел из храма, тяжело переживая унижение и оскорбление. Всеобщая радость того праздника превратилась для него в болез- ненный плач. Полный горечи, он не возвратился в свой дом, но из храма пошел в пустынные места, где паслись его стада. Там перед Господом ему удобнее было изливать в молитвенных слезах накопившуюся горечь. Находясь в уединении, Иоаким невольно вспоминал разрешение Богом Авраамова неплодия в старости и горячо просил себе такого же чуда свыше. «Господи Боже! — молитвенно взывал он. — Удостой меня назваться отцом чаду, как некогда Ты удостоил Авраама, чтобы люди не считали меня отринутым Тобою и не презирали».
К молитве Иоаким присоединил строгий пост и сорок дней не хотел вкушать хлеба. На многократное предложение пастухов подкрепиться он неизменно отвечал одно и то же: «Не вложу пищи в мои уста и не возвращусь в мой дом. Пусть пищей будут мне слезы мои и домом — эта пустыня до тех пор, пока не услышит меня и не посетит милостию Господь Бог Израилев».
Между тем, слух об иерусалимском оскорблении Иоакима за бесчадие в храме и о безутешном его плаче дошел до праведной Анны. Трудно описать ее волнение и горе при вести о позоре супруга. «Ныне, — воскликнула она, — я окаяннее всех людей: Богом отвержена, людьми поносима, мужем оставлена. О чем прежде восплачу, — о моем вдовстве или о бесчадии; о моем ли сиротстве, или о том, что недостойна была назваться матерью?». И горько рыдала Анна все те 40 дней в отсутствие Иоакима. Служанка ее Иудифь пыталась было ее утешить, но не могла. Кто мог утешить ту, печаль которой была глубока, как море?
Однажды Анна, удрученная скорбью, вышла из дома в свой сад и села под лавровым деревом. Вздохнув из глубины сердца и подняв свои очи, полные слез, на небо, она увидела на вершине дерева птичье гнездо с малыми птенцами. Эта картина еще более растравила ее сердечную рану. «Горе мне бесчадной, — воскликнула она, с трудом сдерживая рыдания. — Я одна грешнейшая всех Израильских дочерей и униженная пред всеми женами! Все они на своих руках носят детей, все утешаются своими чадами. Одна я лишена такой утехи. Всех их Церковь Божия принимает с дарами за чадородие. Одна я отринута от Церкви Бога моего. Я не уподобилась ни птицам, ни зверям, имеющим плод, ни земле, приносящей семена. Увы мне, Господи, Господи! Одна я, грешная, обнищала от плодотворения. Адонаи Саваоф! Ты Сарре дал в старости сына Исаака, разверз утробу Анны, матери Самуила пророка. Призри ныне на меня и услышь мои молитвы. Разреши болезнь моего сердца, разверзи мою утробу и покажи плодоносной. Рождаемое я приведу в дар Тебе» (3).
Во время плача Анны вдруг предстал пред ней Архангел Гавриил и сказал:
«Анна, Анна! Твоя молитва услышана, Твои воздыхания прошли облака, и слезы твои пали пред Богом. Вот, ты зачнешь и родишь Преблагословенную Дочь. Чрез Нее возблагословятся все земные колена и дастся спасение миру. Ей наречется имя — Мария». Сказав это, Архангел сделался невидим. При слышании небесного благовестия Анна поклонилась Богу и воскликнула:
«Жив Господь Бог! Если я рожду дитя, то отдам его на служение Ему. Пусть оно служит Богу и хвалит Его святое имя во все годы своей жизни день и ночь».
Полная несказанной радости, Анна спешно пошла в Иерусалим, чтобы там в храме возблагодарить Бога за милостивое посещение.
Между тем, Архангел Гавриил в тот же час после явления Анне внезапно предстал в пустыне Иоакиму со словами: «Иоаким, Иоаким! Бог услышал твою молитву и изволил дать тебе Свою благодать. Жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дочь. Ее рождение будет радостью всему миру. И вот тебе знак истины моего благовещения. Иди в Иерусалим к Церкви Божией. Там, у Золотых ворот, встретишь твою супругу Анну. Ей возвещено то же, что и тебе».
Пораженный и обрадованный явлением Архистратига Господня, Иоаким быстро пошел по направлению к Иерусалимскому храму. У Золотых ворот он действительно повстречался с Анной, молившейся здесь. Радостные супруги обменялись рассказами о Божием благовещении им через Небесного Посланника, поблагодарили Бога в храме и возвратились в свой назаретский дом.
По Ангельскому благовестию, святая Анна в девятый день декабря месяца зачала Пречистую Дочь Марию Богородицу и родила ее 8 сентября следующего года.
Неописанной была радость Иоакима и Анны по случаю рождения Преблагословенной Дочери, нареченной именем Мария. В связи с разрешением неплодия Анны Иоаким принес обильнейшие дары в храм, а также вознес жертвы и всесожжения. Благословляемый первосвященником, он с ликующей душой возвратился в свой дом и здесь устроил семейное торжество, пригласив на него родных и знакомых.
О Богоданном Младенце-Дочери Иоаким и Анна заботились со всей тщательностью, зная по откровению об Ее будущем предназначении. В Ней они видели не только свою Дочь, но и Свою Госпожу. Богоотроковица Мария в трехлетнем возрасте была помещена родителями на жительство в Иерусалимский храм.
По введении Ее во храм праведные супруги жили недолго. Иоаким преставился в Назарете восьмидесяти лет, Анна же почила в Иерусалиме 79 лет, прожив здесь близ Пресвятой Дочери всего два года (4).
Литургическое освещение праздника
Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены несколькими церковными песнопевцами. В числе авторов стихир упоминаются имена Константинопольских Патриархов: святых Анатолия, Германа и Сергия; святого Андрея, архиепископа Критского; Стефана Святоградца. Каноны подписаны именами преподобного Иоанна Дамаскина и святого Андрея Критского. Упомянутые авторы в своих творениях раск- рывают историю и общецерковное значение Рождества Богородицы. История праздника у них передается сжато.
Литургическое изложение истории Рождества Пресвятой Богородицы изобилует библейскими терминами, сопоставлениями исторических сведений с ветхозаветными пророчествами.
Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Неплодные ложесна Анны отверз именно Сын Божий и повелел изойти из бесчадной утробы источнику жизни (5). Так, Богосыновним мановением святая Анна соделалась плодоносной бороздой, произведшей добрый колос — Богородицу (6).
Св. праведная Анна с Младенцем Марией. Икона. Сербия. XIV в.
Можно себе представить радость праведных родителей, осчастливленных чадородием. Иоаким, ликуя, говорил всем: «Мне родился жезл, от которого прорастет цвет — Христос» (7). Праведная же Анна, кормя младенца своим млеком, была готова от радости плескать руками (8) и говорила мысленно: «Я, неплодная, родила Божию Матерь, ради Которой разрешится осуждение Евы…
Сорадуйтесь мне, вси сыны Израиля, ибо вот Господь дал мне одушевленную Палату Его Божественной славы, в общее веселие, радость и спасение» (9).
Счастливые родители обещали посвятить свою Дочь на служение Богу. По исполнении Ей трех лет они действительно отвели Ее на жительство в Иерусалимский храм для воспитания и вскормления рукою Ангела (10).
Говоря библейски, от Анны — малого чертога — родилась Мария, Божий град, имеющий выход от утробной двери, но не знающий входа плотского общения (11).
Рождество Пресвятой Богородицы, многозначительное для всего человеческого рода, торжественно чтится во Вселенской Церкви по устроению Сына Божия (12). Иоакиму и Анне, высшим всех земных родителей, сорадуется мир ангельский и человеческий не без глубокого основания (13).
Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды — Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле (14).
В лице Пресвятой Девы Марии Благодать родила Предъизбранную из всех родов в жилище Христу Богу (15), начатой человеческого спасения и Ходатаицу о нем (16).
Всецарица Богородица есть по своему достоинству Матерь Жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный престол, Чертог непреступного света Божества и Книга Слова жизни (17). Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Святителя Христа (18). Как Дверь Единородного Сына Божия, Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле (19). Ввиду этого Ее рождение, предвозвещающее начало спасения людей от духовного бесплодия, вызывает ликование празднующих и созидает церковное благолепное торжество (20).
Весть о рождении Богоматери, по словам песнопевцев, достигает прародителей Адама и Евы (21). Отлагая печаль, они побуждаются говорить:
«Чрез Тебя, Пречистая, мы с явлением Христа избавимся от клятвы» (22). Праматерь же Ева ублажает свою Внучку приветственным восклицанием:
«Мне родилось ныне избавление. Ради Девы я освобожусь от адских уз» (23). Подобно Адаму и Еве, о рождении Пресвятой Девы Марии радуется и праотец Ее Давид и объявляет всем: «Бог мне клялся и исполнил клятву, дав мне от плода моего чрева Девицу. Из Нее родится на моем престоле Царь Христос, имеющий вечно незыблемое Царство» (24).
К приведенным общим упоминаниям о значении Рождества Богородицы церковные песнопевцы присоединяют еще ряд замечаний об участии Богоматери в восстановлении человеческого рода из состояния падения.
В богослужебных песнях и тропарях канонов праздника, например, высказывается мысль, что Чистая Богоматерь и Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует пред Ним о даровании людям первого блаженства (25). Для склоняющихся к аду Она мост жизни (26). Ею попран бесстыдный ад, а всеродная Ева введена в первую жизнь (27). Она отверзла вход в рай, затворенный древним преступлением (28) и, как непорочная Агница, привела в наше существо Агнца- Христа (29). От Нее родился Богомладенец — Огнь по Божеству и Отчее Слово (30)— и в Ее чреве из всечеловеческой персти создал тело, не всеянное земным отцом (31).
Некогда уста Патриарха Иакова, благословляющего сына своего Иуду, назвали Богородицу Летораслью, произращающей Сына Божия действием Святого Духа (32).
Пречистая Дева действительно была посредницей Боговоплощения. Во время Архангельского благовещения, по благоволению Бога Отца, Ее осенил Божественный Дух и вселилось в Нее Слово Отчее (33). Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром благодати концы мира (34).
После всего сказанного выше становится понятною причина всемирного почитания зачатия и рождения Пресвятой Богородицы. Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения (35).
История праздника Рождества Пресвятой Богородицы
Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (см. в книгах блаженного Иеронима, св. Епифания Кипрского и др.).
Святой Андрей Критский в своем слове в день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам святого Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость» (36). «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется» (37).
Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него уже находится в IV веке. Святая равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери. Другие сведения можно найти в писаниях святого Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаженного Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами (в V в. — Анатолием, патриархом Константинопольским, в VI в. — Стефаном Святоградским, в VII в. — святым Андреем Критским, в VIII в. — святым Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. — преподобным Иоси- фом Студитом). Их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».
Особенности богослужения праздника
Возглас: «Слава Святей…», предначинательный псалом, «Блажен муж…». На «Господи, воззвах» — восемь стихир, глас 6-й. «Слава, и ныне» — стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня. На великой вечерне после входа читаются три паримии, которые часто (но не всегда) читаются в Богородичные праздники.
Первая паримия из книги Бытия (28, 10 — 17) —о лествице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снизшел на землю и воплотился Сын Божий.
Вторая паримия (Иез. 44, 2 — 4) — о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы.
Третья паримия (Притч. 9, 1 — 11) — о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира.
На литии — пять стихир праздника, глас 6-й. На стиховне — четыре стихиры со своими стихами.
На благословении хлебов и на «Бог Господь…» (трижды) и в конце утрени (единожды) — тропарь праздника, глас 4-й:
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
На утрене, по прочтении положенных кафизм и малой ектении, на полиелее (38) поется величание:
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое».
После величания, малой ектении и седальна праздника поется 1-й антифон 4- го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Помяну имя Твое…». Стих: «Отрыгну сердце мое слово благо…». Евангелие от Луки, зач. 4. После Евангелия — псалом 50- й, «Слава: Молитвами Богородицы…», «И ныне» — то же. Затем — «Помилуй мя, Боже», стихира праздника, глас 6-й: «Сей день Господень…» и молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…».
Примечание: 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея», как правило, поется по полиелее во все двунадесятые Господские и Богородичные праздники в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье же 1-й антифон 4-го гласа поется только в случившиеся великие Господские праздники: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим и Пятидесятницу. (В воскресенье первый антифон 4-го гласа поется еще в Неделю Фомину, имеющую во многом особенности богослужения двунадесятого праздника).
Канонов два. Тропари на 12. Первый канон —святого Иоанна Дамаскина (VIII в.), второй —святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон по своему содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову.
По 3-й песни — седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» — то же. По 6-й — кондак:
«Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертный свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавлыиеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея».— И икос.
Катавасия — ирмосы ближайшего великого праздника — Воздвижения:
«Крест начертав Моисей» (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие двунадесятые Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по Уставу петь по дважды.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника.
1-й припев: «Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матери». Ирмос:
«Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем».
Затем указанный припев поется к тропарям первого канона; к тропарям же второго канона другой припев: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию».
После девятой песни — светилен: «От неллодныя днесь Анны…» (дважды),
«Слава, и ныне» —«Адаме, обновися…».
На хвалитех стихиры, на 4, глас 1-й. Великое славословие. По Трисвятом — тропарь праздника (единожды), ектении сугубая и просительная и отпуст. На литургии (39) тропари на «Блаженны» берутся из первого канона, песнь 3-я, на 4 и из второго канона, песнь 6- я, на 4. После малого входа (как и во все другие двунадесятые Богородичные праздники) поется «Приидите, пок- лонимся». (В Господские двунадесятые праздники, при священническом служении «Приидите, поклонимся» не поется, но сразу после входного стиха хор поет тропарь и кондак (см.: К. Никольский. С. 396). Затем — тропарь, «Слава, и ныне» — кондак праздника.
Прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя…», Апостол — Флп., зач. 240; Евангелие от Луки, зач. 54.
Вместо «Достойно» — задостойник — ирмос 9-й песни: «Чужде матерем девство» с припевом.Обычно задостойник праздника поется на литургии до отдания (включительно).
Причастен: «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову».
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12 сентября.
Следующий день после праздника (9 сентября) посвящен участникам празднуемого события — праведным Иоакиму и Анне.
Примечания:
- Св. Епифаний Кипрский и св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры. Книга 4, гл. 14).
- Св. мч. Ипполит; Никифор Каллист (Книга 2, гл. 3).
- Св. Епифаний Кипрский; св. Каллист «Слово на рождение Пресвятой Богородицы»;«Маргарит».
- Трифолог. Сентября 9-го и 9-го декабря.
- Рождество Богородицы, Великая вечерня, 2-я стихира на литии; утреня, 1-й канон, 2-й тропарь 6-й песни, 1-й тропарь 9-й песни; 2-й канон, 1-й тропарь 8-й песни.
- 2-й канон, 2-й и 3-й тропари 8-й песни; 1-й тропарь 9-й песни; 2-я хвалитная стихира.
- Седален по полиелее.
- Рождество Богородицы, великая вечерня, 3-я стиховная стихира.
- Там же, 3-я стиховная стихира; утреня, 2-й канон, 2-й тропарь 7-й песни.
- 2-й канон, 2-й тропарь 1-й песни; 1-й тропарь 3-й песни; 1-й тропарь 6-й песни.
- 2-й канон, 4-й тропарь 8-й песни.
- 2-й канон, 4-й тропарь 3-й песни.
- Малая вечерня, 5-я стихира на «Господи, воззвах».
- Тропарь праздника.
- Рождество Богородицы, великая вечерня, 6-я стихира на «Господи, воззвах».
- Малая вечерня. 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах»; великая вечерня, 2-я стиховная стихира; 4-я стихира на «Господи, воззвах»
- Великая вечерня, 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах»; 5-я стихира на литии; утреня, 1-й канон, 1-й тропарь 8-й песни.
- Великая вечерня, 2-я стихира на «Господи, воззвах».
- Там же, 3-я стихира на «Господи, воззвах».
- Там же, 5-я и 6-я стихиры на «Господи, воззвах»; 3-я стихира на литии; 4-я стиховная стихира.
- Малая вечерня, 3-я стиховная стихира.
- Утреня, 2-й канон, 3-й тропарь 7-й песни.
- Великая вечерня, 1-я стихира на литии; утреня, седален по 3-й песни канона.
- Утреня, седален по 1-й кафизме; 2-й канон, 3-й тропарь 4-й песни.
- 1-й канон, 2-й тропарь 1-й песни.
- 1-й канон, 3-й тропарь 1-й песни.
- Великая вечерня, 4-я стихира на литии.
- 3-я стихира на литии.
- 2-й канон, 4-й тропарь 1-й песни.
- 2-й канон, 6-й тропарь 1-й песни; 6-й тропарь 5-й песни; 6-й тропарь 6-й песни.
- 2-й канон, 2-й тропарь 9-й песни.
- 2-й канон, 1-й тропарь 4-й песни.
- Утреня, 2-й канон, 5-й тропарь 6-й песни.
- Светилен по 9-й песни канона.
- Утреня, 2-й канон, 4-й тропарь 6-й песни; 3-й тропарь 9-й песни; великая вечерня, 5-я стихира на литии.
- Слово в день Рождества Богородицы.
- Великая вечерня, стиховная стихира на «Слава, и ныне». Срав.: 1-й канон, 3-й тропарь 1-й песни.
- Практическое отправление полиелея следующее. При пении «Хвалите имя Господне…» священник выходит на середину храма и по окончании хвалитных псалмов поет величание праздника, после чего совершает полное каждение храма. Затем канонарх произносит стих одного из избранных псалмов, которые помещены в Ирмологии и Следованной Псалтири; хор пропевает его, а за ним и величание. Это повторяется до тех пор, пока священник не закончит каждение. Далее хор поет: «Слава, и ныне» и дважды «Аллилуиа». Третий раз «Алли- луиа» и заключительное величание поет священник. Далее следует малая ектения и прочее последование. Но если праздник совпадет с воскресным днем, то порядок отправления полиелея будет иной, а именно: после «Хвалите имя Господне…» священник поет величание и затем совершает каждение. Хор может повторить величание несколько раз (в зависимости от размера храма), после чего поет воскресные тропари по Непорочным. По окончании их — малая ектения и т.д.
- «Следует заметить, — говорит архимандрит Киприан (Керн), — что на Востоке прочно утвердился тот взгляд на проскомидию, что после ее окончания никакого поминовения и вынимания частиц не бывает. Это и правильно, ибо с покровением проскомидии и произнесением отпуста священнослужитель показывает, что эта часть богослужебного чина закончена и возвращаться к ней снова после завершительных действий значит считать эти действия не бывшими. Отпустом заканчивается определенная часть богослужения и возвращаться к ней в другой части богослужения невозможно. В России установился и постепенно очень прочно утвердился тот взгляд, что проскомидия, хотя и закончена словами литургисающего иерея, но это для мирян не обязательно, и поэтому те, кто не успел подать с вечера или утром до начала проскомидии свои поминания, подают их и после конца проскомидии, в течение всей литургии оглашенных до Херувимской песни, и многие иереи этому не только не противятся, но и поощряют, ибо подача просфор связана всегда с доходом для церкви; а в некоторых храмах, где особенно священнослужители приспособляются к привычкам и требованиям мирян, подача просфор продолжается вплоть до «Верую» и «Тебе поем». Русская практика выработала даже особый способ покровения проскомидии, а именно: дискос покрывается не совершенно, но передняя часть покровца откидывается и подымается и остается также откинутой передняя часть воздуха, чтобы этим легче было добавлять вынутые частицы на дискос. Ничего подобного ни греческая, ни сербская практика не допускает. Оправдывать подобное отступление от требований служебника и самого смысла чина тем, что при архиерейском служении епископ совершает свою проскомидию особо во время Херувимской и вынимает в это время частицы, не приходится, ибо при этом служении в конце проскомидии не читается молитва предложения и не совершается отпуст проскомидии; ее заканчивает, таким образом, сам архиерей. Это подтверждает и прот. К. Никольский, говоря: «Впрочем, архиерей, придя в предложение (к жертвеннику) в то время, когда следует переносить Дары на престол — во время большого входа, сам вынимает частицы из просфор за здравие и за упокой. И прежде сего архиерей читает молитву предложения: «Боже, Боже наш…», а именно — во время великой ектении». (См.: К. Никольский. Устав Богослужения Православной Церкви. СПб., 1900. С. 375). Поэтому надо или не говорить отпуста проскомидии и не читать молитвы вплоть до момента Херувимской и тогда уже закончить-приготовительное действие к литургии, или строго и безусловно придерживаться восточной традиции, то есть требова- ний устава и разумного, грамотного отношения к совершающемуся чину. Первое приблизило бы нас к древнему положению проскомидии между литургией оглашенных и литургией верных.На Востоке также при соборном служении литургии не вынимают частиц все сослужа- щие иереи, а только один проскомисающий. Он поминает записки и вынимает частицы для сослужащих иереев. Этот обычай, твердо соблюдаемый на Востоке, в сущности предписан и нашим служебником. В конце чина проскомидии такое примечание: «Аще же собором служат священник мнози, действо проскомидии един иерей токмо да тво- рит, и глаголет изображенная: прочий же служителе ничтоже проскомидии особно не глаголют». Наконец, уже совершенно ничем не оправдано, когда не служащий совсем иерей, а просто находящийся в алтаре, надев на себя епитрахиль, подходит к жертвеннику и вынимает из просфор частицы. (Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. (Из чтений в Православном Богословском институте в Париже). Париж. 1947. С. 153—154).
Цит. (в сокращении) по:
Иоанн (Маслов), схиархимандрит.
Лекции по литургике. М., 2002. С. 35 — 46.