Становление православного воспитания на Руси

Статья
Первая школа Ярослава Мудрого в Новгороде

Роль Русской Православной Церкви в деле воспитания и образования народа привлекает все большее внимание исследователей в области психолого-педагогических и других гуманитарных наук. Потребность возрождения национальной культуры актуализировала исследовательский интерес к историко-педагогическим знаниям, к овладению традиционными средствами, методами, формами образования и воспитания. Разработкой данной проблемы занимались многие современные исследователи.

Педагогические воззрения отцов Церкви нашли воплощение в деятельности христианских школ. Первые христианские школы возникли в I веке по Рождестве Христовом. Выдающиеся христианские учителя IV-V веков святители Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие внесли особенно большой вклад в их развитие.

Рассматривая историю становления и развития православного воспитания и образования, необходимо предварить ее тремя существенными замечаниями.

Первое.

История православного воспитания и образования на Руси является составной, органической и определяющей частью всей истории педагогики и образования в России, и — шире — истории ее науки и культуры.

Второе.

История православного воспитания и образования на Руси непосредственно связана с историей Русской Православной Церкви и методологически правильно рассматривать ее именно в этом аспекте. Причем, в этом случае, что представляется нам принципиальным, уместно говорить о воспитании не только детей, подрастающего поколения, молодежи, но о воспитании всех слоев населения, нации, народа в целом.

И, наконец, третье.

Система православного воспитания и образования на Руси, сформированная под влиянием накопленного к концу X века христианской педагогикой опыта, имеет свои специфические черты, свои традиции. Их изучение является особенно актуальным для настоящего времени, когда возник неподдельный интерес со стороны российского государства и общества к задачам, принципам, методам и средствам православной педагогики, вызванный, прежде всего, теми высокими результатами, который она показывает на протяжении всей своей многовековой истории.

Принятие христианства на Руси — начало формирования системы православного воспитания.

Анализируя многочисленные и разнообразные летописные источники и исторические материалы, все исследователи относят формирование системы православного воспитания и образования на Руси ко времени принятия христианства, когда св. великий князь Владимир в 988 году устремил ход русской истории в духовном направлении. Он заложил в основание российской истории краеугольный камень, на котором сформируется национальное самосознание, русская государственность и русская культура. В этой связи необходимо отметить, что вхождение в Церковь Христову и создание государства на Руси совпало во времени. Случай исключительный в истории человечества. На Руси Православие изначально стало главным государственно-образующим элементом, определило все представления русского народа о жизни, о типе власти, ставящим во главу торжество нравственного идеала.

Летописцы свидетельствуют, что уже при Владимире «устрояемы» были при церквах приходские училища, где воспитывались дети под руководством местных священно — и церковнослужителей, и «бысть», по словам летописи, «множество училищ книжных».

Церковная школа 10 века древней Руси

Автор «Повести временных лет» констатирует: «Владимир же был рад, что познал Бога. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуну и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».

Вологодско-Пермская летопись сообщает, что князь «Володимир, вобрав детей… вдал учити грамоте… Заслуги Великого Владимира пребудут незабвенны; он завел училища для людей всякого состояния, определил к ним греческих наставников для обучения детей, даже против желания их родителей. Издал учреждение для училищ, которое сделало бы честь самой просвещеннейшей нации, содержал на своем жалованье мужей искусных в греческом и славянском языках. Поручил им перевести Библию и церковных писателей на язык отечественный. Подлинник сих переводов приказал, украсив золотом, серебром и драгоценными камнями, положить во святых храмах, списки с них раздавать народу».

Таким образом, создание «училищ» началось сразу после крещения Руси. «Училище» — собственно русское название любого учебного заведения этого периода; понятие «школа» стало употребляться с XIV века.

Монастырские школы (училища) — центры древнерусской учености

Первые училища, о которых имеются достоверные свидетельства, — это дворцовая школа князя Владимира в Киеве (начало XI века) и школа Ярослава Мудрого в Новгороде (1030).

Княжеские школы (училища) стали важными центрами древнерусской культуры. Отсюда в списках расходились христианские сочинения, здесь переводились произведения античных и византийских авторов. Освоению «книжного знания» предшествовало обучение грамоте, знакомство с иностранными языками, для чего существовали особые школы. По образцу княжеских открывались школы при дворах древнерусских князей и их посадников в Переяславле, Курске, Суздале, Чернигове. Первое женское училище основано в Киеве княгиней Анной Всеволодовной (1086). С XII века в семьях знати практиковалось кормильство — домашнее воспитание с помощью специально нанимаемых наставников; в XIII веке их сменили дядьки.

С 1037 года действовала митрополичья школа в Киеве при соборе Святой Софии, готовившая священников. В XII — XIII веках сформировался круг монастырских школ в Смоленске, Владимире, Ростове Великом, Нижнем Новгороде. Некоторые из этих школ пользовались покровительством русских князей, в них учились даже выходцы из знатных семей ряда стран Западной Европы.

Ефросиния Полоцкая с детьми

Возникающие в это время монастыри становились центрами духовного просвещения на Руси, при них создавались библиотеки. В монастырях учащиеся проводили значительную часть дня и даже ночевали. Первый историк государства Российского В.Н. Татищев приводит данные о том, что школы и книгохранилища учреждались при епископских кафедрах, монастырях и церквах. Одно из таких училищ заведено было во Владимире-Волынском, быть может, как полагает Татищев, еще епископом Фомою Греком, который послан был сюда для утверждения веры. Летописец Нестор говорит о самом себе, что «ездил во Владимир на Волыни смотрения ради училищ и наставления учителей». Училища учреждаемы были и в других, менее важных городах.

Образование и воспитание в Древней Руси с самого начала было нераздельно связано с обучением христианской вере. Древнерусская школа не просто давала знания, но соединяла их с усвоением вероучительных истин христианства: только через книжное (школьное) учение новопросвещенный русский народ мог в них утверждаться.

Данные летописей и археологических находок свидетельствуют, что книжная культура на Руси быстро распространялась во всех слоях общества. Церковь и государство активно готовили грамотных людей, способных толковать документы международного, гражданского и уголовного права, составлять летописи, хронографы, княжеские родословцы, строить и расписывать церкви, переводить книги, поступавшие из-за рубежа, создавать оригинальные литературные произведения. Так Киевская Русь укрепляла свою государственность и закладывала основы христианской жизни.

Образование и воспитание в Древней Руси с самого начала было нераздельно связано с обучением христианской вере. Древнерусская школа не просто давала знания, но соединяла их с усвоением вероучительных истин христианства: только через книжное (школьное) учение новопросвещенный русский народ мог в них утверждаться. Поэтому в школах, по свидетельству летописей, учились «учению Божественному, а также благонравию и страху Божию». Главной задачей образования и воспитания считалось научение детей «правилам порядливого жития и христианского жительства», проводилось различение между внешней и истинной мудростью. «Не ищи, человече, мудрости, — говорилось в одном из научений, — а ищи кротости, аще обрящешь кротость, тогда одолеешь мудрость». «Не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот мудр, кто много добра творит».

Так с первых времен принятия христианства Православная Церковь выполняла миссию педагогического служения, научая вере все сословия русского общества.

Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.
Источник: Журнал «Глинские чтения»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.