Мы продолжаем публикацию отрывков из книги иеромонаха Порфирия (Левашова) († 1868), старца Глинской пустыни, автора произведений на духовно-нравственные темы, которые печатались в журнале «Странник».
Непонятно, почему в христианском мире воспитание девиц не согласуется с их предназначением, когда даже язычники не упускали этого из вида. Чтобы дать Спарте граждан крепких и сильных, готовых к самоотвержению для славы Отечества, — заранее, с самого младенчества, приготовляли к тому прежде всего матерей.
Каким бы странным ни было, впрочем, направленное к этой цели спартанское воспитание и как бы мало ни сообразовывалось оно с достоинством и назначением человека, однако же оно произвело чрезвычайный переворот в республике, восторжествовало над самыми сильными побуждениями природы и образовало женщин с необычайной твердостью, даже геройством духа.

Чего же не могло бы произвести для блага человечества воспитание, проникнутое идеей христианства?
Нынешнее воспитание девиц направлено главным образом на развитие у них способности нравиться. Но искусство нравиться поставляет их в самое опасное положение, ибо нравящееся одному не для всех бывает хорошо, тогда как хорошее непременно нравится всем.
Поэтому мерами воспитания должно быть насаждаемо в сердце девицы не расположение нравиться, а стремление к тому, что хорошо для всех, что достойно похвалы и уважения каждого беспристрастного ценителя добра и истины.

Искусство нравиться предполагает совершенную бесхарактерность и безволие, чувство раболепное, изменяющееся по обстоятельствам времени и по качеству лиц, которым хочешь нравиться, предполагает душу без положительного понятия о добре, без самостоятельной мысли о лицах, вещах и явлениях.
Таким ли образованием должны отличаться дочери христиан?
Желание нравиться происходит единственно от испорченного сердца, как говорит один из древних учителей Церкви.
Христианское благочестие на все те качества, восхваляемые в девицах, которые мы заметили выше, смотрит как на хитро рассчитанную приманку, которою дух бездны уловляет души в свои тенеты.

Оно хотело бы видеть в них не обольстительные призраки, не создания фантастические, вечно беспечные, вечно смеющиеся, а такие существа, которые бы скорбным путем добродетели и горьких испытаний неуклонно стремились к цели — к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе (Флп. 3, 14).
Хотело бы видеть в них только скромность, целомудрие, кротость, смирение, покорность, несомненную веру в пути Промысла и готовность к любым переворотам в жизни — такие добродетели, коими обусловливается и семейное счастье, и благосостояние обществ, и блаженный удел в вечности.

Значит, прямую цель христианского воспитания девиц и главный предмет их обучения должно составлять не иное что, как самое благочестие, от которого проистекают все блага временные и вечные.
Телесное бо обучение, пишет святой апостол Павел, вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго (1 Тим. 4, 8).
Журнал «Глинские чтения»