Цель христианского воспитания девиц

Статья
Воспитание девиц в современном мире зачастую направлено на умение привлекать внимание, а не на стремление к истинной добродетели. Но действительно ли это путь к счастью? Искусство нравиться порождает бесхарактерность, подчиненность чужим мнениям и лишает душу стремления к истинному добру. Что же должно быть главной целью воспитания христианской девушки? Какие добродетели создают не только личное счастье, но и гармонию в обществе? Прочитайте статью и откройте для себя глубину истинного христианского воспитания!

Мы продолжаем публикацию отрывков из книги иеромонаха Порфирия (Левашова) († 1868), старца Глинской пустыни, автора произведений на духовно-нравственные темы, которые печатались в журнале «Странник».

Непонятно, почему в христианском мире воспитание девиц не согласуется с их предназначением, когда даже язычники не упускали этого из вида. Чтобы дать Спарте граждан крепких и сильных, готовых к самоотвержению для славы Отечества, — заранее, с самого младенчества, приготовляли к тому прежде всего матерей.

Каким бы странным ни было, впрочем, направленное к этой цели спартанское воспитание и как бы мало ни сообразовывалось оно с достоинством и назначением человека, однако же оно произвело чрезвычайный переворот в республике, восторжествовало над самыми сильными побуждениями природы и образовало женщин с необычайной твердостью, даже геройством духа.

Девица в храме

Чего же не могло бы произвести для блага человечества воспитание, проникнутое идеей христианства?

Нынешнее воспитание девиц направлено главным образом на развитие у них способности нравиться. Но искусство нравиться поставляет их в самое опасное положение, ибо нравящееся одному не для всех бывает хорошо, тогда как хорошее непременно нравится всем.

Поэтому мерами воспитания должно быть насаждаемо в сердце девицы не расположение нравиться, а стремление к тому, что хорошо для всех, что достойно похвалы и уважения каждого беспристрастного ценителя добра и истины.

Искусство нравиться предполагает совершенную бесхарактерность и безволие, чувство раболепное, изменяющееся по обстоятельствам времени и по качеству лиц, которым хочешь нравиться, предполагает душу без положительного понятия о добре, без самостоятельной мысли о лицах, вещах и явлениях.

Таким ли образованием должны отличаться дочери христиан?

Желание нравиться происходит единственно от испорченного сердца, как говорит один из древних учителей Церкви.

Христианское благочестие на все те качества, восхваляемые в девицах, которые мы заметили выше, смотрит как на хитро рассчитанную приманку, которою дух бездны уловляет души в свои тенеты.

Оно хотело бы видеть в них не обольстительные призраки, не создания фантастические, вечно беспечные, вечно смеющиеся, а такие существа, которые бы скорбным путем добродетели и горьких испытаний неуклонно стремились к цели — к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе (Флп. 3, 14).

Хотело бы видеть в них только скромность, целомудрие, кротость, смирение, покорность, несомненную веру в пути Промысла и готовность к любым переворотам в жизни — такие добродетели, коими обусловливается и семейное счастье, и благосостояние обществ, и блаженный удел в вечности.

Значит, прямую цель христианского воспитания девиц и главный предмет их обучения должно составлять не иное что, как самое благочестие, от которого проистекают все блага временные и вечные.

Телесное бо обучение, пишет святой апостол Павел, вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго (1 Тим. 4, 8).

Журнал «Глинские чтения»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Перейти к содержимому